В последние два месяца, когда Вашингтон не думал ни о чем, кроме Ирака, мало кто обратил внимание на события, развернувшиеся в России, среди далеких Уральских гор. Там под эгидой Шанхайской организации сотрудничества - не правда ли, какое мирное название? - около шести тысяч солдат из шести стран в течение девяти дней выполняли - на боевой технике и при поддержке самолетов - программу военных учений под названием 'Мирная миссия-2007'.
Собственно, вряд ли стоит так уж удивляться тому, что правительство Буша не уделяет Шанхайской организации сотрудничества, которая на самом деле есть не что иное, как военный союз, связывающий Россию, страны Центральной Азии и Китай, должного внимания. После терактов 11 сентября президент Буш, пришедший в Белый дом в немалой степени благодаря обещаниям жестче выступить против Китая, полностью сосредоточился на исламском мире. Чтобы заручиться поддержкой других стран в войне против террора, Администрация прекратила называть Пекин своим 'стратегическим конкурентом', хотя до 11 сентября 2001 года постоянно это делала. Во время своего недавнего визита в Китай начальник штаба ВМС США Адмирал Майкл Муллен (Michael G. Mullen) заявил, что 'спокоен' относительно развития военной организации Китая. Он добавил, что, 'поскольку они обозначили курс на продолжение улучшения отношений' с Америкой, его лично это 'весьма воодушевляет'.
Однако пока Администрация хвалит Китай, сам Пекин проводит большую и тонкую работу по усилению своего влияния во всем мире. В долгосрочной перспективе именно Китай может стать первой после бывшего Советского Союза крупной державой, способной поколебать влияние США на международной арене.
Китай активно модернизирует свои войска, в первую очередь ВВС и флот, оснащенные устаревшей техникой. В прошлом году оборонные расходы Пекина выросли сразу почти на 20 процентов; были разработаны более современные истребители и ракеты средней дальности, способные помешать американским авианосцам, защитившим Тайвань в 1995 и 1996 годах, сделать это вновь.
Однако непосредственная угроза Америке - это отнюдь не китайская армия: по сравнению с Народно-освободительной армией американские военные по-прежнему оснащены не в пример лучше. Китай наращивает долгосрочные отношения в оборонной сфере с другими странами, а это уже заслуживает самого серьезного рассмотрения.
Отношения Китая с Россией всего десять лет назад еще находились в состоянии похмелья от 'холодной войны', а сегодня две страны уже регулярно проводят совместные военные учения. Подобные учения Китай также проводит и с центральноазиатским государством Кыргызстаном, с которым он граничит на западе; с Таиландом, который считается союзником Америки; и с другими странами.
Кроме того, Китай начал обучение офицеров для иностранных вооруженных сил. В Национальном военном университете Китая введен курс, предназначенный специально для слушателей из-за границы. По мере того, как в других странах будет формироваться офицерская элита, более дружественно настроенная по отношению к Китаю, эти люди могут полностью переориентировать свои армии на дружбу с Народной Республикой (примерно так же американские программы для иностранных офицеров помогли нам обеспечить прочность связей Пентагона с иностранными армиями).
Не исключено, что такая переориентация на Китай уже происходит. На Филиппинах некоторые военные, которые раньше 'по умолчанию' ездили учиться в США, сегодня едут в Китай. И если Филиппины когда-нибудь окажутся втянуты в военный конфликт между США и Китаем - а от их северной части относительно недалеко до Тайваня, и Филиппины исторически связаны с этим островом тесными оборонными отношениями, - то из-за укрепляющихся военных связей с Пекином может случиться так, что Филиппины не решатся помочь ни одной из сторон. Сингапур, тесно связанный с США, уже неоднократно испытывал на себе давление Китая, направленное на то, чтобы в случае конфликта на Тайване Сингапур соблюдал нейтралитет.
Для противостояния влиянию США Китай использует и более мягкие - экономические и дипломатические - инструменты. Особенно это заметно сегодня, когда репутация Америки в мире столь сильно упала. За последнее десятилетие Пекин немало поработал над своим имиджем в глазах не только западных лидеров, но и общественности: собственные программы помощи сделали Китай крупнейшим донором таких стран, как Камбоджа и Ангола.
Не дремлет и китайская дипломатия: улыбки включены на полную мощность. Высшие руководители страны - председатель Ху Цзиньтао (Hu Jintao) и премьер-министр Вэнь Цзябао (Wen Jiabao) - проводят за рубежами Китая гораздо больше времени, чем не только их предшественники, но и лидеры США. Кроме того, Китай сильно обновил свой дипломатический корпус за счет нового поколения людей, прекрасно говорящих по-английски и умеющих общаться с прессой.
Уже сегодня "мягкое влияние" Китая ограничивает влияние Америки на соседний с ним регион. В 2005 году Китай, переманив на свою сторону правительство Узбекистана - сыграли свою роль и визиты руководителей, и рост программ помощи, - незаметно склонил узбеков к тому, чтобы в ответ на критику из-за океана за жестокое подавление уличных акций они полностью отвернулись от Вашингтона. В том же году Узбекистан отказал США в праве на использование своих военных баз.
Есть у Китая и другие средства противодействия США. Поскольку его золотовалютные резервы (благодаря в том числе и торговому сальдо с Америкой, которое у Пекина постоянно остается в плюсе) перевалили за триллион долларов, Пекин уже теоретически способен подорвать основы американской экономики, если решится на массовую продажу ценных бумаг американского казначейства, которая сильно ударит по доллару. Правда, вероятность такого шага со стороны Китая довольно низка, поскольку, если ослабнет экономика Америки, то остановится и китайский экономический рост. Поэтому Пекин идет другим путем: он скопил уже 200 миллиардов долларов в фонде государственных инвестиций и начал скупать активы в самых разных странах мира, в том числе и в США, где он уже приобрел долю в крупном инвестиционном фонде Blackstone.
А Вашингтон пока не готов даже сам для себя определить, какие китайские инвестиции в США допустимы и какие нет. Происходит это потому, что Конгресс после многолетней волокиты только недавно принял законы об отслеживании иностранных инвестиций в США. Поскольку четких принципов у Вашингтона нет, он не решается вмешиваться в сделки, речь в которых не идет о технике, обеспечивающей нашу национальную безопасность - что и имеет место в случае с Blackstone, - но которые, тем не менее, могут нанести нам ущерб в другой форме. Учитывая, что китайские компании все растут и все большее их число действует по всему миру, Вашингтону в будущем придется чаще и чаще сталкиваться с подобного рода проблемами.
Потенциальную угрозу для США представляют собой и внутренние экономические стратегии Китая. Например, сегодня Пекин взращивает около полусотни государственных 'компаний-локомотивов': дает им кредиты под низкий процент, оказывает иную помощь через связанные с государством банки. Поскольку эта помощь позволяет им закладывать в свои планы меньшую норму прибыли, некоторые из этих компаний - например, нефтяной гигант CNOOC Ltd. - имеют возможность все весомее заявлять о конце доминирования американских нефтегазовых корпораций в Африке, Венесуэле и на Ближнем Востоке.
Впрочем, несмотря на все эти угрозы, американо-китайским отношениям перспектива 'холодной войны' не грозит. Если США зависят от того, насколько активно китайцы потребляют зеленую валюту, то Китай столь же сильно зависит от американских инвестиций. Этот симбиоз превратил Китай, как выразился Стивен Колберт (Stephen Colbert) из программы Comedy Central, 'в нашего вдруга' - то ли друга, то ли врага.
Но противостоять нашим китайским вдрузьям даже труднее, чем бороться с врагами: ведь Вашингтону приходится одновременно и сотрудничать, и конкурировать с Пекином. Чтобы делать это успешно, США должны относиться к Китаю с тем же уважением, с каким они относились к Советскому Союзу. Это значит, что в каждом американском посольстве должен быть хотя бы один человек, специально отслеживающий военную и экономическую активность Китая в стране. Кроме того, Вашингтон должен вкладывать гораздо больше ресурсов в воспитание нового поколения специалистов по Китаю. Чем лучше будет их подготовка, тем более четко американские дипломаты и политики будут понимать, где Китай угрожает Америке, а где нет. А если Вашингтон будет знать больше, то уж 'Мирную миссию-2008' наверняка не пропустит.
Джошуа Курланцик - приглашенный исследователь по Программе Китая в Фонде Карнеги за международный мир (Carnegie Endowment for International Peace), автор книги 'Наступление улыбок: как мир преображается под "мягким влиянием" Китая' ("Charm Offensive: How China's Soft Power Is Transforming the World")
_______________________________________________
Битва будущего - авторитарные державы во главе с Россией и Китаем против остального мира ("The Times", Великобритания)
Китайская угроза России ("Project Syndicate", США)