В 2007 году двенадцать российских регионов приступили к реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации N637 от 22 июня 2006 года. Она направлена на привлечение для постоянного проживания в Россию русскоязычных семей бывших советских граждан, оставшихся после распада СССР на территории союзных республик.
В числе этих двенадцати - Калининградская область, самый западный регион России. За пять лет действия Программы здесь планируют принять до 300 тысяч добровольных переселенцев из стран ближнего и дальнего зарубежья. На примере Калининградской области можно увидеть все плюсы и минусы практической реализации идеи переселения соотечественников.
Одним из основных стимулов для переезда в Россию является трудоустройство участника Программы в определенном регионе в соответствии с его профессиональной квалификацией. В этом отношении Калининградская область предоставляет переселенцам широкие возможности: быстрые темпы экономического развития требуют увеличение числа рабочих рук, которое невозможно обеспечить местными трудовыми ресурсами. Тем более что потребность эта в основном ощущается в небольших областных городках и поселках. Целый ряд предприятий и организаций в сфере ЖКХ, строительства, агропромышленного комплекса высказали свою заинтересованность в приеме на работу переселенцев.
Схема реализации этого масштабного проекта в целом кажется простой и логичной. Ее можно представить как цепь последовательных действий участника: узнал о Программе, подал заявку, получил подтверждение, приехал в Россию, вышел на работу, нашел постоянное жилье. Однако на практике каждый из этих шагов сопровождается определенными трудностями, где-то в большей степени, где-то в меньшей.
Предполагается, что официальные источники доводят до бывших советских граждан за рубежом информацию о существовании Программы, ее условиях и необходимых шагах по участию в ней. Правда, как показывает практика, многие узнали о возможности переехать в Россию от друзей и знакомых, что вполне объяснимо - за время с начала реализации Программы компетентные органы успели провести ее презентации далеко не во всех странах.
Зарубежные представительства ФМС и МИД России, а также специальные рабочие группы уполномочены принимать у потенциальных участников заявления с указанием полной информации о соискателе и его пожеланий по трудоустройству. Работа с каждой анкетой ведется практически в индивидуальном порядке, осуществляется подбор наиболее оптимальных, удовлетворяющих запросу условий для переселения. Возможен даже своеобразный 'выезд на разведку' - потенциальный участник приезжает в Россию, чтобы своими глазами увидеть, в какие условия сможет переселиться. Представители областной Администрации уверяют, что соотечественники из соседних Литвы и Латвии приезжали, смотрели, а потом принимали положительное решение о переезде.
По данным на конец ноября текущего года, от соотечественников за рубежом поступило более 2000 анкет с запросом на переселение в Калининградскую область (по различным оценкам, желание обосноваться именно здесь высказывают от 50 до 80 % заявителей). Уже согласован приезд, трудоустройство и размещение более 3900 человек (1415 участников и следующих с ними членов семей). Отказ получили лишь 16 человек, в основном из-за отсутствия профессиональной квалификации или опыта работы.
Придя к взаимному согласию с представителями области, участники Программы переезжают в Россию, привозят с собой все необходимое имущество и заселяются в специально оборудованные Центры временного размещения переселенцев, представляющие собой городки компактного проживания. Один из первых таких центров - 'Северный' - расположен недалеко от Калининграда: в капитально отремонтированных жилых корпусах бывшей военной части в настоящий момент проживают 26 семей (всего 63 человека). Все оснащение - мебель, посуда, предметы обихода, мелкая бытовая техника - предоставлено жильцам бесплатно. Функционируют общая кухня, душевые, прачечная комната. На обустройство 'Северного' из бюджета области ушло 38,5 млн. рублей. В самой ближайшей перспективе - открытие и оснащение там бани, медпункта, почты, детского сада, отделения милиции. План реконструкции предусматривает размещение на базе 'Северного' до 500 человек.
Всего в Калининградской области в период до 2012 года предусмотрено оснащение 11 таких Центров. Однако смысл их создания в приеме людей именно на временной основе (до полугода), после чего, согласно условиям Программы, они должны переехать на постоянную жилплощадь. В функции Центров входит обеспечение социальной адаптации, предоставление временной занятости, первичной медицинской помощи, пакета социальных гарантий. Но на этапе поиска постоянного жилья переселенцы предоставлены фактически сами себе. Средний уровень предлагаемой им зарплаты колеблется на уровне 13-15 тысяч рублей в месяц. На эту сумму снимать жилье накладно, а говорить о его покупке и вовсе не приходится. И даже 'подъемные', которые выплачивает государство в размере 60.000 рублей участнику и по 20.000 рублей каждому из членов его семьи, не могут спасти финансовую ситуацию.
Есть счастливые исключения - кому-то с жильем помогают родственники, кто-то получает служебную жилплощадь от работодателей, появляются желающие вести самостоятельное строительство на загородных земельных участках. Однако такие случаи не спасают ситуацию в целом - основная масса нуждается в жилье.
Официальная статистика говорит о том, что в рамках целевой программы Калининградской области 'Жилище' к концу 2012 года планируется ввести в эксплуатацию 8 миллионов квадратных метров жилья (в настоящее время темпы жилищного строительства составляют 0,8 квадратных метра на человека в год). В области работает и система ипотеки, только вот банки не совсем охотно выдают кредиты переселенцам, даже при соблюдении всех необходимых условий. Загадочная фраза о том, что 'правительство области ведет по этому вопросу переговоры с банками', внушает не слишком много оптимизма. Руководство 'Северного' уверяет, что не выгонит людей на улицу даже по истечении отведенного им на поиск постоянного жилья полугода. А что произойдет, если и после этого вопрос жилья так и не будет решен, остается неясным.
Вполне очевидно, что практика отличается от теории в частности тем, что в процессе реализации задуманного ставит перед нами неожиданные и иногда сложные задачи. Бесспорно, Государственная программа переселения нужна и российским регионам, и нашим соотечественникам. Приток квалифицированных рабочих рук, повышение качества производимого продукта, предотвращение оттока капитала, развитие инфраструктуры и как результат развитие местной экономики - все это свидетельствует в ее пользу. В то же время переезд в Россию решает многие проблемы русскоязычного населения зарубежных стран - необходимость изучения местного языка, получение гражданства страны проживания, трудности с поиском достойной работы, нередко преследования по национальному признаку.
Претворение идеи в жизнь только началось, впереди еще 5 лет работы. Хочется надеяться, что в результате Программа будет реализована не 'для галочки'. Тем более что некоторые предпосылки для ее успеха, бесспорно, имеются. Во всяком случае, Калининградская область это демонстрирует вполне наглядно.
Ирина Искакова - корреспондент 'РИА Новости', специально для ИноСМИ