Monday, February 4, 2008; A21
Веками Балканы и Восток Европы оправдывали свою репутацию 'пороховых бочек' континента и вписывали в европейскую историю страницы геноцида и голода. Создание в 1949 г. блока НАТО гарантировало мир в Западной Европе, пережившей Вторую мировую войну. После окончания 'холодной войны' альянс во второй раз способствует укреплению мира - на этот раз в Центральной и Восточной Европе.
Теперь у НАТО появилась возможность в третий раз заложить основания мира - теперь на Балканах - и начать диалог, который, возможно, позволит добиться четвертого мира, путем создания более конструктивных отношений между Европой и Россией.
На апрельском саммите НАТО в Бухаресте трансатлантическим союзникам предстоит решить два ключевых вопроса. Первый - приглашение в альянс Албании, Хорватии и Македонии. Это решение является кульминацией продолжающихся 15 лет усилий по прекращению войн, последовавших за распадом Югославии. Второй - определить характер отношений Украины и Грузии с НАТО в первые бурные годы их развития: встанут ли они на путь, ведущий в окончательном итоге ко вступлению в НАТО или же будут исключены?
Если речь идет о Балканах, то критики указывают на то, что Албания, Хорватия и Македония не готовы к членству в НАТО. Если же говорить об еще более восточных странах, то их тревожит хрупкость демократических институтов Грузии и Украины и волнует то, как взаимодействие НАТО с этими странами может повлиять на отношения с Россией и европейскую общественность, недовольную дальнейшим расширением Европейского Союза.
Но факты таковы, что Албания, Хорватия и Македония уже более восьми лет напряженно готовятся к членству в НАТО. Сегодня у Хорватии самые впечатляющие показатели экономического развития и цены на недвижимость во всей Южной Европе. За последние годы Албания отправила больше своих военнослужащих в Ирак, Афганистан и международные миротворческие миссии, чем большинство союзников по НАТО. А Македония после окончания балканских войн достигла больших успехов в построении интегрированного многоэтнического общества за короткий период, чем любое другое европейское государство. Теперь у нас есть возможность ввести в евроатлантическое демократическое сообщество католическую Хорватию, светско-исламскую Албанию и многоэтническую православную Македонию. Неплохо.
Конечно, этим странам предстоит еще многое сделать в экономической и политической сфере. Но у нас никогда не было причин сожалеть о предпринятом расширении. Представьте себе, что мы ждали бы, пока Греция и Турция завершат свои внутренние споры, прежде, чем пригласить их в НАТО.
Любое дальнейшее промедление по кандидатурам Албании, Хорватии и Македонии снизит уровень региональной стабильности как раз в то время, когда Косово начинает продолжительный период контролируемой независимости, а также ослабит Европейский Союз, принимающий из рук НАТО основной груз ответственности за стабильность в регионе. Неспособность закрыть эту главу в истории Балкан также опасно снизит уровень нашего взаимодействия с европейским Востоком.
Второй вызов, определяющий наш интерес к успеху Украины и Грузии, еще более прямолинеен. Эти страны не просят принять их в НАТО, хотя были бы счастливы, если бы к ним относились как к потенциальным членам. Они просят дать им инструменты, при помощи которых они могли бы завершить свои реформы и, в конечном итоге, получить право на членство в альянсе. Для таких стран у него есть специальная программа, называющаяся 'Планом действий по подготовке к членству в НАТО' (Membership Action Plan).
Нужно прямо признать, что, несмотря на потрясающий темп реформ после 'революции роз' 2003 г., Грузия оступилась в ноябре, когда власти разогнали демонстрацию оппозиции. Что же касается Украины, то, несмотря на существующий там политический плюрализм и не раз проводившиеся свободные и честные выборы, порой кажется, что страна не может достичь политического решения без потасовки в парламенте, конституционном суде или, как в январе, совете национальной безопасности. Но все это знакомые издержки молодости демократий, ищущих свой путь в постсоветском мире. Оказание помощи этим хрупким демократиям - важная причина, по которой им должно быть предложено тесное партнерство с НАТО.
План действий по подготовке к членству не дает гарантий вступления в НАТО, не говоря уже о Европейском Союзе. На самом деле, он должен положить начало многолетнему процессу, в ходе которого перед принятием политического решения о стремлении к членству в НАТО Грузия и Украина будут должны решить важнейшие для себя вопросы стабильности, территориальной целостности, институционального потенциала и разрешения замороженных конфликтов. Следует отметить, что более тесные отношения между НАТО и соседями России никоим образом не причинят ущерба интересам России. Со временем Украина и Грузия должны стать стабильнее и, безусловно, богаче. Страны, налаживающие более тесные отношения с НАТО, неизменно обнаруживают, что они могут безопасно разоружаться и посвящать больше энергии многостороннему решению конфликтов с соседями. В конечном итоге, более тесные отношения между Европой и Украиной и Грузией сблизят Россию с Европой и заметно упростят насущно необходимый диалог с Россией по вопросам демократии и энергоносителей.
Третий европейский мир находится в пределах досягаемости, а в направлении четвертого может быть сделан большой шаг, если на бухарестском саммите будут предприняты своевременные действия. Если же, вместо этого, мы будем тянуть время, то подвергнем сомнению американские идеалы, а также силу и единство Европы, создаваемой на наших глазах.
Брюс Джексон - президент проекта "Демократические страны переходного периода"
___________________________________________
'Добро пожаловать в НАТОландию' ("Newsweek", США)
НАТО советуют оставить упреждающий ядерный удар в качестве одного из ключевых вариантов действий ("The Guardian", Великобритания)