Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Братья во Христе

Иерархи Восточных христианских церквей из последних сил пытаются избежать раскола

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Православии совместное совершение Евхаристии - освящения хлеба и вина, проходящего на христианском Востоке значительно сложнее, торжественней и строже, чем на Западе- создает между священнослужителями особую связь. Если православный священник отказывается 'сослужить' с другим православным священником - это знак глубокого и болезненного раскола

From The Economist print edition

В Православии совместное совершение Евхаристии - освящения хлеба и вина, проходящего на христианском Востоке значительно сложнее, торжественней и строже, чем на Западе- создает между священнослужителями особую связь. Если православный священник отказывается 'сослужить' с другим православным священником - это знак глубокого и болезненного раскола.

Это помогает понять, почему православные христиане всего мира (если не задумываться о глубине религиозности простых россиян и украинцев, их численность можно оценить примерно в 200 миллионов человек) так восхищенно смотрели на двух важных особ - из Москвы и из Стамбула - встретившихся в Киеве 27-го июля, чтобы вместе совершить важнейший из обрядов своей церкви. Это был яркий, пусть и недолгий, момент примирения между патриархами Москвы и Константинополя, отношения между которыми в последнее десятилетие были довольно напряженными.

Ситуация висела на волоске: празднование 1020-й годовщины принятия христианства славянами, проведенное с огромной помпой президентом Украины Виктором Ющенко легко могло привести к серьезной ссоре двух церквей, многочисленные разногласия между которыми и без того сказываются на положении Православия от Нью-Йорка до Пекина.

В конце концов, раскола все же удалось избежать. Более того, осмотрительность и дипломатичность Константинопольского патриарха Варфоломея I, традиционно считающегося 'первым среди равных' в православной иерархии, заложили основу для будущего улучшения отношений.

Почему же переломным моментом стали именно украинские торжества? Г-н Ющенко, будучи сам глубоко верующим, мечтает видеть Украинскую православную церковь единой. Многие считают, что он завидует той роли, которую его московский коллега Владимир Путин сыграл в преодолении длившегося 80 лет раскола в русской церкви. Однако на религиозной арене Украины царит хаос. Есть греко-католики, которые придерживаются православного обряда, но признают главенство Папы; есть две церковные организации (одна из них была основана в 1921 году, а вторая в 1992 г.), тесно связанные с украинской национальной идеей, но остающиеся непризнанными остальным православным миром. Наконец, самая крупная, если считать по числу приходов, община состоит из православных, лояльных Москве.

Г-н Ющенко устроил патриарху Варфоломею торжественный прием в надежде, что тот сможет приблизить осуществление его мечты о единой национальной церкви, не связанной с Россией. В свою очередь, в московитском лагере ходили слухи, что патриарх Варфоломей собирается в одностороннем порядке признать независимость украинской церкви, что вызвало бы практически непоправимый разрыв между Москвой и Константинополем. В конце концов, патриарх Варфоломей выбрал среднюю линию-заверил г-на Ющенко в своем стремлении достичь единства верующих на Украине, в то же время признав, что (во всяком случае, пока не будет достигнута соответствующая договоренность) Патриарх Алексий остается законным главой православной церкви в этой части мира. Патриарху Варфоломею, как гражданину Турции и главе местного - весьма скромного - христианского меньшинства, не привыкать ходить по канату. На этот раз он продемонстрировал исключительные акробатические таланты.

_________________________________________________

Возврат к православию ("The Wall Street Journal", США)

Как православный праздник стал политической склокой ("Postimees", Эстония)

Нет единства во Христе ("Час", Латвия)

Между Вторым и Третьим Римом ("Газета 24", Украина)