Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Научить Москву правилам хорошего тона

Лишь согласованное применение кнутов и пряников может способствовать возвращению России в рамки международного сообщества

Научить Москву правилам хорошего тона picture
Научить Москву правилам хорошего тона picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Возможно, в краткосрочном плане попытки изменить поведение России не принесут особых результатов. Но США и Европа не должны откладывать эту инициативу в надежде на то, что глобальный финансовый кризис заставит Россию осознать разумность курса на сотрудничество. Москва уже винит Запад в нынешних экономических трудностях страны, и существует риск того, что рядовые граждане могут еще больше, чем сейчас, проникнуться националистическими настроениями, и еще больше поддержать конфронтационную внешнюю политику

Одним из важных пунктов повестки дня саммита лидеров Европейского Союза, который пройдет завтра и в четверг в Брюсселе, будет Россия - в особенности, то, как реагировать на продолжающуюся оккупацию ею Южной Осетии и Абхазии. Сегодня у Москвы в этих отколовшихся регионах больше войск, чем до августовской войны с Грузией.

Для того, чтобы вынудить Россию вернуться к нормам, признанным международным сообществом, и добиться вывода российских войск из Южной Осетии и Абхазии, потребуется тщательно скоординированная трансатлантическая инициатива. Но первый шаг ЕС может предпринять своими силами и уже сейчас - например, приняв на предстоящем саммите решение не возобновлять переговоры с Россией по Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, предусматривающему расширение торговых связей.

Возможно, в краткосрочном плане попытки изменить поведение России не принесут особых результатов. Но США и Европа не должны откладывать эту инициативу в надежде на то, что глобальный финансовый кризис заставит Россию осознать разумность курса на сотрудничество. Москва уже винит Запад в нынешних экономических трудностях страны, и существует риск того, что рядовые граждане могут еще больше, чем сейчас, проникнуться националистическими настроениями, и еще больше поддержать конфронтационную внешнюю политику. К сотрудничеству с Западом могут призвать некоторые олигархи, но их политическое влияние невелико.

На протяжении всего кризиса в Грузии Вашингтон исправно старался не отдаляться от своих европейских союзников. Инициатива ЕС под руководством президента Франции Николя Саркози не достигла всех намеченных целей. Но вряд ли США удалось бы добиться большего, действуй они в одиночку, и вполне вероятно, что все было бы еще хуже. По мере корректировки политики в отношении России - нынешней администрацией и следующей - это сотрудничество между США и ЕС должно углубляться.

Уже сейчас можно применить экономические рычаги: потребовать, чтобы "Газпром" и другие российские компании, инвестирующие на Западе, придерживались существующих норм, в том числе, касающихся прозрачности, корпоративного управления и политики в области конкуренции. Некоторые правительства, особенно, стран Центральной Европы, слишком терпимо относились к нестрогим и порой коррумпированным деловым практикам российских корпораций и их партнеров в своих странах.

Российские инвестиции в некоторые сектора западной экономики, включая энергетический, должны быть изучены на предмет угроз безопасности. Нужно запретить выдачу виз ответственным сотрудникам российских компаний, упорствующих в коррумпированных практиках или действующих в Южной Осетии или Абхазии. Такие меры создадут большее давление на Москву, чем продолжающееся затягивание вступления России во Всемирную торговую организацию, которая и так непопулярна в российских деловых кругах.

США не могут сделать этого в одиночку. На долю ЕС приходится 55 процентов российского товарооборота и 75 процентов прямых иностранных инвестиций в эту страну. На США приходится, соответственно, 6 и 4 процента.

Важнейшую роль играет ослабление российских рычагов давления на Европу. Страны, зависящие от поставок российских энергоносителей, должны искать альтернативные источники. Шагом вперед являются недавние переговоры ЕС с Нигерией о транссахарском газопроводе, но, кроме того, ЕС должен строить газохранилища и газопроводы, которые позволят экстренно делиться газом с государствами-членами, особо зависимыми от российских поставок.

США и ЕС должны быть готовы помочь Украине - и, возможно, даже Беларуси - справиться с последствиями неожиданного повышения Россией цен на энергоносители до мирового уровня; этого можно добиться, призывая к постепенному повышению цены и оказанию, в случае необходимости, временных субсидий. Кроме того, ЕС должен либерализовать свой внутренний энергетический рынок на условиях взаимности - так, чтобы российские фирмы не могли приобретать уязвимые активы, пока западным компаниям не будет разрешено столь же свободно инвестировать в России.

На фоне стремления России к расширению сферы влияния, ЕС - и в меньшей степени США - могут предложить ее соседям альтернативный путь к благоденствию и плюрализму. После конфликта в Грузии ЕС уже укрепил связи с Грузией и Украиной, равно как Беларусью. Хотя необходимо поддерживать Грузию и Украину в их стремлении в НАТО, в краткосрочном плане политика ЕС и США по стабилизации региона может оказаться более эффективной, если она будет проводиться посредством соглашений о свободной торговле, ослабления визовых ограничений и помощи, предназначенной на создание более тесных связей в сфере экономики и гражданского общества.

Некоторые западные политики выступают против оказания давления на Россию, поскольку считается, что содействие Москвы играет важнейшую роль в ограничении ядерных амбиций Ирана, обеспечении стабильности на Балканах и борьбе с глобальным терроризмом. Пора серьезно пересмотреть эти тезисы.

Стабильность в Афганистане и разгром терроризма в полной мере соответствуют интересам России, и можно ожидать, что ради достижения этих целей Москва будет сотрудничать с Западом - даже с НАТО. Менее ясен вопрос о том, действительно ли Россия стремится найти решение по Ирану. Похоже, российское руководство продолжает ценить членство своей страны в 'большой восьмерке', но, если российские войска продолжат нарушать режим прекращения огня в Грузии, то нужно задаться вопросом: будет ли конструктивным саммит 'восьмерки', намеченный на середину 2009 года?

Рычагом давления другого рода может оказаться контроль над вооружениями. Удрученная выходом США в 2001 г. из Договора о ПРО - реликта 'холодной войны', ограничивавшем противоракетную оборону - Россия позже вышла из договора, накладывающего ограничения на численность обычных вооруженных сил в Европе. Вместо того, чтобы продолжать двигаться по этой наклонной плоскости, Вашингтон должен приложить усилия к продлению договора СНВ, в рамках которого в 1994 г. были введены верифицируемые ограничения на численность ядерных боеголовок.

Альтернативой могла бы стать дорогостоящая гонка вооружений, которую российская экономика вряд ли может себе позволить. Реализация американо-российского соглашения о мирном сотрудничестве в ядерной сфере - которое недавно было снято с повестки дня Конгресса - позволила бы американским фирмам продавать в Россию ядерные материалы и технологии. Угроза Москвы о выходе из договора о ракетах средней дальности (РСМД) из-за предлагаемого размещения в Центральной Европе объектов американской системы ПРО требует серьезной реакции со стороны Вашингтона. Со стороны следующей администрации было бы правильно попытаться наладить взаимодействие с Россией, чтобы увидеть, не могут ли определенные поправки к договору или плану размещения ПРО спасти договор о РСМД.

Управление многоуровневой согласованной стратегией потребует более тесного сотрудничества между США и ЕС и готовности играть в 'доброго и злого полицейского'. Многие американские политики скептически относятся к идее о том, что этого можно добиться, действуя заодно с европейцами, у которых по вопросу подхода к России часто возникают разногласия. Но Грузия потрясла благодушие европейцев, создав новую готовность к совместным действиям. Многие европейцы, со своей стороны, скептически относятся к взаимодействию с США, особенно, в последние три месяца администрации Буша. Им претит позиция США, которая, по их мнению, не принимает в расчет географическую близость Европы к России и энергетическую зависимость.

Несмотря на этот обоюдный скептицизм, США и их европейские партнеры должны действовать в тесном сотрудничестве - лишь такое согласованное применение кнутов и пряников может способствовать возвращению России в рамки международного сообщества.

Фрэнсис Бервелл - вице-президент Атлантического Совета Соединенных Штатов

++++++++++++++++++++++++++++++

P.S. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/. По правилам конкурса можно голосовать только 1 раз в 24 часа. Таким образом, в полуфинале Премии Рунета, который проходит с 30.09.2008 по 30.10.2008, за любимый сайт с одного IP в течение месяца можно проголосовать 29 раз, или 28, или 27. . . или ни разу. Кто сколько сможет. . . Но лучше больше, чем меньше.

_____________________________________

Американцы наслаждаются своим невежеством в отношении России ("Le Temps", Швейцария)

Г. Киссинджер и Дж.Шульц: Найти точки соприкосновения с Россией ("The Washington Post", США)

Соседи России усвоили урок: добрая воля Запада - просто пустые слова ("The Washington Times", США)

Москва говорит, что эпоха американского лидерства заканчивается ("The New York Times", США)

Дмитрий Медведев: Америка должна отказаться от ментальности 'холодной войны' - она закончилась двадцать лет назад ("The Independent", Великобритания)

* * * * * * * * * * *

Женщина как оружие в разведке (Тайное общество читателей ИноСМИ)

Откуда пошли "краянцы" (Тайное общество читателей ИноСМИ)

Читатели ИноСМИ выбирают президента США (Тайное общество читателей ИноСМИ)

Пять мифов о Николае II (Тайное общество читателей ИноСМИ)