Москва. Балтийскому газопроводу дан зеленый свет, а партнерство с Россией по модернизации в области возобновляемых источников энергии сулит германской экономике хорошую прибыль. Проводит ли Европейский Союз правильную энергетическую политику?
Со Штефаном Колером, коммерческим директором Немецкого энергетического агентства (dena), беседует Гисберт Мрозек.
Russland-Aktuell: Можно ли было избежать возникновения последнего газового кризиса?
Колер: Международные наблюдатели слишком поздно начали свою работу. Уже давно было известно, что нам грозит газовый конфликт. Для того чтобы его урегулировать, наблюдатели из ЕС, России и Украины должны были быть на месте еще к Новому году. Они с самого начала должны были контролировать, что подается в газопровод и что передается дальше. Тогда не возникло бы некоторых разногласий и обоюдных обвинений.
R-A: Да, удивительно, что даже в Брюсселе никто не были не готов к такому развитию событий. Уже второго января 'Газпром' предложил создать собственную экспертную комиссию. Почему же все так затянулось?
Колер: Стороны не могли договориться о постановке задачи, полномочиях и местах проведения экспертизы. Украина сначала вообще была против участия российской стороны.
R-A: Возможно, Европейскому Союзу следовало энергичнее добиваться этого?
Колер: Группа наблюдателей должна была намного раньше начать проверку. И тогда Брюссель смог бы успешнее воздействовать на обе стороны конфликта. Благодаря мониторингу на газоизмерительных станциях на разных участках газопровода можно было бы установить, кто играет нечестно. Сразу после Нового года Европа поняла, что Россия намерена продолжить поставки, но не может просто раздавать собственные деньги и ресурсы. Однако позднее общественности уже не было ясно, может ли осуществляться подача газа из России и его передача дальше.
R-A: ...возможно, будет создана группа наблюдателей для профилактических проверок на случай повторения газового конфликта. Однако каковы же энергополитические выводы из этого газового кризиса?
Колер: Существуют некоторые размышления по поводу газа и стратегические последствия для энергетической политики в общем, а также для политики по отношению к Украине и России в частности.
R-A: В чем заключаются неотложные меры в отношении газа?
Колер: С одной стороны, они заключаются в создании и расширении газовых хранилищ, в первую очередь, в Юго-Восточной Европе; с другой стороны речь идет о том, что нам необходимы альтернативные транзитные маршруты. Поэтому активизировано строительство Балтийского газопровода (Nord Stream) и газопровода Nabucco.
R-A: ...а как насчет газопровода 'Южный поток', который по Черному морю должен связать Россию с Болгарией?
Колер: Это скорее вопрос регионального характера. Для нас он не играет никакой роли. Мы вели переговоры о Балтийском газопроводе и Nabucco. Притом, что между ними существует значительное различие: строительство газопровода не имеет никакого смысла, если на другом конце нет источника, из которого бы подавался газ. В случае с Nabucco, в противоположность Балтийскому газопроводу, это еще неясно. Nabucco будет функционировать только в случае осуществления поставок из Ирана.
R-A: То есть строительство Nabucco может застопориться. Будет ли тогда достаточно одного Балтийского газопровода?
Колер: Нет, если принять во внимание ожидаемое повышение газопотребления в Европе. Именно поэтому сейчас так много стали говорить о выгодности использования сжиженного природного газа. В случае с ним выиграть можно на том, что транзитные маршруты не будут связаны ни с какими газопроводами. Это делает систему поставок более гибкой. Европа сможет получать газ и от других стран. Но это может иметь для нас и негативные последствия, поскольку Россия, безусловно, всегда может продавать свой газ и другим государствам.
R-A: Например, Китаю, которому постоянно не хватает энергоресурсов, даже в кризисные времена.
Колер: Китай на сегодняшний день не может быть покупателем сжиженного газа. Стоимость строительства систем транспортировки сжиженного газа намного выше, чем у газопроводных сетей. А от российского или среднеазиатского газа Китай отделяет не большее расстояние, чем длина Nabucco.
R-A: Что же случится с энергообеспечением Европы за эти три-четыре года, пока не будет закончено строительство систем транспортировки сжиженного газа, Балтийского газопровода и газопроводов 'Южный поток' и Nabucco? Можем ли мы сейчас исходить из того, что транзит в Беларусь и Польшу, а также на Украину будет стабильно функционировать?
Колер: В этой дискуссии есть один важный пункт: могло бы стать разумным объединение международных транзитных маршрутов в международный газотранспортный консорциум. Изначально этот проект задумывался Путиным, Шредером и бывшим президентом Украины Кучмой, однако он не был осуществлен. Такой консорциум мог бы содействовать стабилизации поставок.
R-A: Проблема только в том, что никто не заинтересован в его создании. По слухам, Украина, возможно, намерена привлечь американских инвесторов для участия в транзитном бизнесе, но ни в коем случае не хочет подпускать российскую политику к трубам.
Колер: Это только предложения. Если бы Европа была уверена в том, что подобный консорциум важен для надежности ее энергообеспечения, она бы поддерживала его создание политически и экономически.
R-A: Европа? А кто это с точки зрения энергетической политики? Есть ли тут энергополитический консенсус и общие концепции?
Колер: Существуют различные позиции по поводу роли альтернативных и возобновляемых источников энергии, есть разногласия относительно атомной энергии. Но бесспорной остается диверсификация транзитных маршрутов.
R-A: ...притом, что до сих пор продолжаются споры о том, что лучше: Nord Stream или Nabucco:
Колер: С политической точки зрения, нам необходимо и то, и другое. По поводу Nord Stream в Европе больше нет разногласий.
R-A: ...не считая Прибалтики и других балтийских стран:
Колер: Страны Балтии также только выиграют от строительства газопровода. Безусловно, процедура утверждения еще впереди. Однако газопровод должен быть построен, и он будет построен. Возможно, потребуется проведение переговоров о его стоимости...
R-A: Кажется, что по вопросу 'Международного газотранспортного консорциума' в Брюсселе нет как разногласий, так и единой четкой позиции.
Колер: Да, но есть один пункт, которому хотя и уделяется мало внимания общественности, тем не менее, он остается крайне важным. Это опасения, что сеть газопроводов на Украине плохо обслуживается и не соответствует техническим стандартам. Это может привести к техническим неисправностям...
R-A: ...таким образом, к политическому хаосу прибавляется еще и элемент технической нестабильности...
Колер: Международный газотранспортный консорциум в любом случае будет следить за техническим состоянием газопровода. В настоящее время налоги на транзит газа составляют большую часть поступлений в госбюджет. Но на самом деле эти деньги необходимо вкладывать в техническое обслуживание и развитие транзитных маршрутов для того, чтобы они продолжали функционировать в будущем.
R-A: Но этого не происходит уже на протяжении десятилетия.
Колер: Международный газотранспортный консорциум и его инвестиции могут стать гарантами стабильности поставок.
R-A: Тогда нужно будет только, чтобы Россия стабильно осуществляла свои поставки. Однако мы знаем, что Россия поставляла газ и в самые холодные времена 'холодной войны'. В 2009 году у нас не было кризиса поставок, у нас был кризис транзита. Но что будет в будущем? У России вообще достаточно газа?
Колер: Мы не сможем восполнить дефицит газа, который многие предсказывают. Все имеющиеся данные свидетельствуют о том, что Россия располагает достаточным количеством газа. Конечно же, необходимо инвестировать средства в его добычу. Здесь также важно международное сотрудничество, и оно уже сейчас имеет место.
R-A: ...Wintershall/WinGas, а также E.ON Ruhrgas активны в этой области...
Колер: Но это становится все труднее и труднее из-за падения цен на нефть и газ. В любом случае, это задача, которую мы должны решить. Держать открытыми транзитные маршруты и содействовать добыче. Работать над тем, чтобы в России осваивалось достаточное количество новых месторождений природного газа, сырье которых затем будет поступать в газопроводы. Это на данный момент еще не острая проблема, но в последующие 15 лет она может стать для нас серьезной.
R-A: Россия намерена дополнительно экономить энергию и газ для осуществления экспорта. Энергоэффективность становится популярной и в России. Сможет ли германская экономика - в особенности в кризисные времена - извлечь из этого выгоду?
Колер: Множество германских компаний активно развивают свою деятельность в России, среди них также средние предприятия.
R-A: В каких областях?
Колер: Производство промышленного оборудования и установок, машиностроение и строительство. От изоляционных материалов до ноу-хау при их применении. Ведь требуется не только оборудование и установки, но и ноу-хау при их использовании и системном строительстве. Немецкие фирмы в этой области пользуются хорошей репутацией. Здесь речь идет о трансферте технологий с одной стороны, и о создании государством рамочных условий и инструментов, с другой стороны. Нормы, законы и распоряжения должны быть частично заново сформулированы.
R-A: Является ли, таким образом, одним из последствий газового кризиса создание российско-германского или российско-европейского партнерства по модернизации?
Колер: Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер уже предлагал это в своей речи в Екатеринбурге год назад. На переговорах между российским и германским правительствами в октябре в Санкт-Петербурге широко обсуждалась тема энергоэффективности и при том во всех областях.
R-A: Существуют ли какие-то изменения в этом направлении?
Колер: Есть петербургские договоренности и сейчас уже ведутся переговоры о претворении этих планов в жизнь. Речь здесь идет об энергоэффективности на всей протяженности транзитных маршрутов от начала до конца. Началом станет добыча нефти, где используется попутный газ, который до сих пор сжигается в факелах. Существует целая цепочка от добычи, транспортировки, переработки до использования, по всей длине которой мы развиваем партнерство по повышению энергоэффективности. Как на федеральном и муниципальном уровне, так и в частном секторе.
R-A: О каком потенциале экономии энергии можно говорить? Что на счет разговоров о расточительном отношении русских к энергии?
Колер: Министр энергетики Шматко заявил, что Россия может к 2020 году сэкономить от 40 до 50 процентов энергии по сравнению с общими тенденциями энергопотребления. Чтобы сделать масштаб наглядным, приведу сравнение: это соответствует удвоенному объему энергии, который Россия на данный момент поставляет в виде природного газа в страны Евросоюза. То есть может быть сэкономлен двойной объем газового экспорта.
R-A: Теоретически...
Колер: Нет. Практически. Необходимо это только претворить в жизнь. В июле 2008 года президент Медведев подписал декрет, согласно которому должны быть достигнуты именно эти цели. Министерство экономики и министерство энергетики разрабатывают сейчас необходимые государственные программы.
__________________________________
Пора покончить с газовыми войнами ("National Review", США)
Украинский транзит. А есть ли альтернатива? ("Зеркало Недели", Украина)
Газа нет, потому что нет! ("Gazeta Wyborcza", Польша)
Россия-Европа: необходима общая энергетическая политика ("Les Echos", Франция)
* * * * * * * * * *
Учитель Путин (Общественная палата читателей ИноСМИ)
"Свободу младшему сержанту Глухову!" (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Нашкодили, москали? (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Секс-проект Шелленберга (Общественная палата читателей ИноСМИ)