Напомним вкратце о результатах сессии ОДКБ, состоявшейся в столице РФ 4 февраля. На этом собрании, участие в котором приняли президенты РФ, Беларуси, Армении, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии, было принято решение о создании так называемых Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). Причем, секретариату ОДКБ было поручено в течение 3-х месяцев подготовить предложения относительно организационно-штатной структуры, численности КСОР, механизма их формирования, и самое интересное, единого командования. Предполагается, по задумке создателей, иметь в развернутом состоянии 15-16 тысячный контингент КСОР.
Предварительно планируется включение в состав КСОР 10 тысяч российских военнослужащих (98-ая воздушно-десантная дивизия, 31-я отдельная десантно-штурмовая бригада, до 60-70 боевых самолетов и вертолетов, отдельных рот и батальонов ВВ МВД РФ и МЧС). Казахстан планирует выделить в КСОР 3-4 тысячи военнослужащих из состава 4-х десантно-штурмовых бригад своих аэромобильных войск. Остальные страны планируют ограничиться по одному сводному батальону (роте), общей численностью в 2 тысячи человек.
При создании КСОР его главные задачи были определены создателями весьма туманно и расплывчато и внешне напоминали некое подобие целей и задач 'Тимура и его команды'. Они были обозначены, как некое эфемерное 'коллективное отражение вооруженной агрессии', а так же 'проведение специальных операций по борьбе с международным терроризмом, экстремизмом и т.д.' ну и, разумеется, 'проведение миротворческих операций'.
Другими словами, под эгидой РФ создается некий 'универсальный' корпус быстрого реагирования, способный как террористам 'навешать', так и миротворческую операция забабахать. Такой себе 'шапунь-кондиционер в одном флаконе'. Но в мифический альтруизм и миротворчество кремлевских чекистов не верится, как говорил Жванецкий, 'раз и навсегда'. Ибо их понятия о 'миротворчестве' очень сильно отличаются от общепринятых в мировом масштабе и обычно обозначают для соседних стран прямую аннексию территорий, на которой вознамерились 'помиротворить' эти товарищи. Взять хотя бы декларацию о том, что 'КСОР будут проводит миротворческие операции и за пределами стран-членов ОДКБ' уже наводит на размышления.
Было бы, конечно, весьма наивно считать, что эти военно-политические забавы наших братских, а местами просто 'стратегически братских' соседей останутся без внимания военного руководства нашей страны. Как бы там ни было, дело происходит на наших восточных и северных границах, в непосредственной близости от основных экономических, политических и административных центров страны. И посему появления каких-либо 'единых сил', да еще и под неким смутным 'единым командованием' (читай российским) на наших границах не может не волновать людей, в силу своих служебных обязанностей, отвечающих за национальную безопасность Украины. В первую очередь это касается украинских военных. Ибо им первыми придется столкнуться с этими азиатскими 'миротворцами', если что. И потому, кого уж вряд ли введут в 'братский самообман' все эти благие пожелания создателей КСОР, так это именно их.
В Генеральном штабе Вооруженных Сил Украины весьма скрупулезно и внимательно ознакомились с этими 'планами по коллективной безопасности' наших соседей и пришли к довольно прогнозируемым выводам. На сей счет существует даже специальный документ, подписанный начальником Генерального штаба ВСУ и доложенный министру обороны Украины.
Согласно анализу украинских военных, сама по себе концепция КСОР представляет собой банальное 'слизывание' и 'симбмоз' двух взаимоисключающих принципов - 'частей постоянной готовности' советского образца и существующих ныне в Европе межгосударственных формирований быстрого реагирования. Украинские военные, мягко говоря, сильно сомневаются, что такого рода симбиоз может быть эффективным. И хотя господин Медведев гордо заявил о том, что 'КСОР будут по своему боевому потенциалу, техническому оснащению и уровню подготовки не хуже Сил быстрого реагирования НАТО', в это верится с большим трудом. Ибо надо быть полным идиотом, что бы не понять, что никаких 'совместных действий', тем более за пределами ОДКБ, не получится. Все эти киргизии и таджикистаны в КСОР присутствуют исключительно 'ради мебели', а главной ударной силой в их составе будут два российских мобильных соединения с эпизодическим подключением возможно казахских и белорусских подразделений. Ко всему прочему, нынешний уровень мобильности всех этих разнородных формирований весьма низок, особенно у формирований среднеазиатских стран (в лучшем случае, это некая азиатская калька с советских принципов) и ни о каком 'не хуже НАТО' господин Медведев может даже не мечтать.
Второй вывод, к которому пришли украинские военные, так же понятен и прогнозируем. Главные задачи КСОР лежат в плоскости сугубо военных и специальных операций, миротворчество рассматривается в этом отношении создателями КСОР исключительно как второразрядная и вспомогательная задача. Да и само это 'миротворчество' под эгидой КСОР, да еще и за пределами стран Ташкентского пакта, будет наверняка носить, мягко говоря, весьма специфический характер и вряд ли его можно будет в полной мере назвать именно 'миротворчеством'. Включения в состав КСОР в качестве их основы откровенно наступательных соединений (а воздушно-десантные и десантно-штурмовые части никоим образом к оборонительным не отнесешь) вообще свидетельствует о неком скрытом смысле всех этих игрищ по созданию 'совместных сил'.
Создание 'под зонтиком' РФ неких 'общих сил' и разнообразных 'совместных формирований' на просторах бывшего СССР для российского руководства уже давно превратилось в некую 'идею фикс'. Однако до сих пор из всех этих затей обычно получался пшик. Гробится на эти затеи куча денег из российского федерального бюджета, усилий, материальных ценностей, разворачиваются базы и проводятся учения. В конечном итоге, результат оказывается не таким, на который рассчитывали.
Так, впервые от громких заявлений и слов к практической реализации дело дошло в 2001 году, когда были созданы Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР), основная их часть дислоцировалась на авиабазе Кант в Киргизии. В течение 2001-2006 годов в рамках КСБР как в двухстороннем, так и в многостороннем формате было проведено несколько учений на территории Киргизии, Таджикистана и Казахстана. Но КСБР в конечном итоге так и не достигли необходимого уровня оперативных возможностей. Сегодня эти формирования вернулись к выполнению задач в рамках своих национальных вооруженных сил. Ибо, как оказалось, действовать совместно подразделения армий ОДКБ 'не всегда готовы'. В том числе, в силу наличия 'неких разногласий в сфере национальных интересов' между некоторыми странами-членами ОДКБ (дело порой чуть не доходило до прямого вооруженного столкновения между странами-членами ОДКБ, например между Узбекистаном и Таджикистаном за ресурсы, особенно водные).
Но в упомянутом документе, подготовленном в Генштабе Вооруженных сил Украины, довольно четко и недвусмысленно определяются действительные цели и планы создания КСОР: 'Доминирующая роль Российской Федерации в создании КСОР ОДКБ усиливает ее лидирующее положение на постсоветском пространстве и дает дополнительные рычаги влияния (давления) на руководство стран-членов ОДКБ относительно расширения зоны 'управляемой демократии' и своего геостратегического влияния на постсоветском пространстве'.
Но все же самое опасное и тревожное для Украины наши военные видят несколько в другой плоскости: 'Создание КСОР дает в руки руководству Российской Федерации 'легитимные' основания, под видом 'борьбы с проявлениями экстремизма и региональной нестабильности', для вмешательства во внутренние дела стран ближнего зарубежья с целью устранения от руководства ими оппозиционных Москве политических сил (национальных движений) и приведение к власти прокремлевских политических режимов'.
Конечный вывод украинского Генштаба относительно появления на наших восточных границах очередного изыска кремлевских стратегов таков: 'Для Украины, государства, расположенного на перекрестке противоречий по оси Восток-Запад, которое к тому же не принадлежит ни к одному военно-политическому альянсу, это означает существенное возрастание уровня угрозы национальной безопасности и требует укрепления соответствующих оперативных возможностей Вооруженных Сил Украины, прежде всего их Объединенных сил быстрого реагирования'.
Правда, есть основания думать, что с 'восточным НАТО' у россиян получится точно по Черномырдину - то есть, 'как всегда'. Не успев еще как следует напугать 'постсоветское пространство', это военно-политическое детище начинает уже 'рассасываться' и рассыпаться. Неуклюжая внешняя политика Кремля (главным образом из-за непомерной жадности, апломба и претензий на 'старшего брата') может элементарно похоронить так и не родившийся КСОР. Почти сходу из КСОР выпала Беларусь, которая 'формально' является самым близким союзником РФ. Такой 'засады' от Лукашенко в России явно не ожидали. Но началось все с пресс-конференции посла РФ в Белоруссии господина Александра Сурикова, который красочно и живописно прокомментировал подписанный 4 февраля договор о КСОР. По его словам выходило, что вполне возможно (согласно договору о создании КСОР), что белорусским военным 'светит' в скором времени принять самое непосредственное участие в борьбе с 'проявлениями экстремизма' за пределами белорусских лесов и болот. Например, в окрестностях какого-нибудь киргизского арыка, богатого водой, или отправится патрулировать южные предгорья Кавказа в Южной Осетии. В Беларуси эти 'комментарии' российского посла переваривали сутки. И уже 5 феврали выдали симметричный ответ. Министр иностранных дел Белоруссии Сергей Мартынов быстро охладил пыл российских стратегов сообщив, что законы его страны 'не предусматривают участие белорусских солдат в военных действиях за рубежом'.
Россияне попытались 'додавить ситуацию'. На следующий день, неугомонный российский посол опять выступил с 'комментариями'. Коснувшись КСОР, он пояснил, что 'межгосударственные соглашения имеют большую юридическую силу, чем внутреннее законодательство страны'. Когда же ему задали прямой вопрос о возможности посылки белорусских военных в какую-нибудь Ферганскую долину для 'борьбы с наркотрафиком' или их прямого участия в боевых действиях под эгидой КСОР, то он ответил на это утвердительно. Однако, все точки над 'i' в вопросе участия белорусских парней в какой-нибудь очередной 'операции умиротворения', затеянной московскими генералами на окраинах бывшей империи, расставило заявление пресс-секретаря белорусского МИДа Андрея Попова. В весьма непринужденном тоне он заявил, имея в виду именно 'комментарии' российского посла, что 'уж точно не послы других государств будут разбираться и толковать нюансы белорусских законов'. После чего 'контрольно' добавил спич о том, что документ ОДКБ по КСОР еще вовсе не имеет статуса международного соглашения.
В общем, похоже, россиянам придется самим 'умиротворять'. Желающих портить отношения со своими соседями под российским водительством, судя по всему, в приличном количестве, не говоря уж о качестве, не набирается. Но это не повод расслабляться украинским военным и политикам. Ибо в попытках 'возродить былое величие' российский режим выбирает самые простые пути, то есть - авантюрные. Будь это указанные КСОР или 'миротворчество' на территории Грузии. Но опасность фантазий кремлевских кровососов в том, что они неизменно направлены на кровопролитие.
Валерий Глузман, прапорщик
****************
Город русских террористов (Общественная палата читателей ИноСМИ)
США, Европа и особенно Германия могут поблагодарить Гитлера (Общественная палата читателей ИноСМИ)
У нас, у патриотов, - пИндосы (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Ей-богу, они опять пропьют Россию! (Общественная палата читателей ИноСМИ)
_______________
Кремль переигрывает НАТО ("The Washington Times", США)
Почти НАТО, только с таджиками ("Газета 24", Украина)