Парламентские события последних дней, мягко говоря, удручают. С такими слугами народа, как говорится, и внешние враги не нужны. Сами своими же руками и, что наиболее печально, - совершенно осознанно народные депутаты, довольны собой и своей игрой, ведут политику, которую назвать проукраинской язык не поворачивается. В стенах законодательного органа страны стало модным карать за патриотизм, неистово хлопая при этом в ладоши... Если раньше можно было говорить о том, что некоторым нашим соседям хватало одной пятой колонны, то сегодня, даже без усилий извне, наши политики самостоятельно эти колонны множат. Кстати, забавное совпадение: в Раде нынешнего созыва представлены как раз пять фракций. Объективности ради отметим, что есть в здании под стеклянным куполом ВР люди, которые не переступают за черту. Но проблема, а если более честно - беда - состоит в том, что это не партии и даже не фракции, а одинокие единицы, голос которых на фоне пустого и бессмысленного хора 'элит' практически не слышен.
Неужели стены парламента настолько толстые, что не позволяют владельцам мандатов адекватно оценить происходящее в стране, в обществе? Неужели не видно, что лук настолько изогнулся, что может больно треснуть по лбу всех вместе взятых: депутатов, Президента, премьера?
Если еще недавно можно было с натяжкой говорить о пробуксовке системы, то сегодня - это полный сбой. Но никто из тех, кто обладает ныне соответствующим статусом и властными полномочиями, не спешит делать 'ремонт'. Не видят или, скорее, не хотят...
Ситуация, между тем, не просто серьезная - взрывоопасная. Достаточно проехать в метро или другом общественном транспорте, чтобы почувствовать настроение украинцев и осознать: если не вмешаться сегодня, завтра может быть поздно. А что власть? Власть с энергией, достойной лучшего применения, ведет жаркие бои всех против всех (чего стоит штурм 'Нафтогаза'!), а по сути дела, воюет против страны и ее перспектив.
Эксперты, с которыми сегодня 'День' беседует о возможных путях предотвращения непредсказуемых последствий, к которым ведет нынешняя политика, как никогда критичны. Услышат ли эти замечания и пожелания на Банковой, Садовой, Грушевского?
'Если людям это надоест, то будет уже не тот красивый Майдан'
Ирина Бекешкина, старший научный сотрудник Института социологии НАНУ, глава Фонда 'Демократические инициативы':
- Глядя на парламентскую ситуацию, я должна, поверьте, приложить массу усилий, чтобы найти приличные слова. Это уже стадия бреда... Если говорить о конкретных последний событиях в здании ВР, то мне, например, совершенно очевидно, что Огрызко поменяли на выборы в Тернополе. К тому же, думаю, там есть и более серьезные причины для сближения с Партией регионов. Устраивать такое шоу перед визитом премьер-министра во Францию? Серьезный визит - и в этот момент, оказывается, в Украине нет министра иностранных дел. А маски-шоу в 'Нафтогазе'? Это же, простите, не лезет ни в какие ворота. Мы тут с коллегами читали комментарии о том, что это Кучма-2, однако я думаю, что ни Кучма, ни кто-либо другой подобного себе не позволяли. А как же мир? Вроде же помирились на днях, все хорошо было. И транш МВФ нам еще, кстати, не дали. Уже ведь согласны и на наш дефицит, да на что угодно, - только чтобы эти товарищи не ругались на глазах всего мира. То, что наша власть несостоятельна - это общеизвестный факт. Однако когда это приобретает форму болезненную, форму паранойи... - это пугает. Любого рода рациональные аргументы уже не действуют. Это стадия, когда больной не отвечает за свои поступки. Знаете, я не вижу лекарства для наблюдателей, то есть - рядовых жителей нашей страны.
События последних дней, в частности, вокруг 'Нафтогаза', пугают. На фоне экономического кризиса, массовой безработицы, краха банковской системы, митингов всевозможных это все пугает вдвойне. И на фоне всего этого шлейфа негатива устраивать такие игрища?! Ну, это, знаете ли, признак полнейшей безответственности. Закончится ли она после президентских выборов - это еще большой вопрос. Ведь неизвестно, когда эти выборы будут, очевидно же, что 'им' ничего не стоит взять и провернуть одним махом дело с импичментом. А чего? Запросто. Возможно, выборы и вовсе отменят под предлогом кризиса. Мы вступаем в фазу непрогнозированнности и неопределенности. И когда меня просят что-то спрогнозировать, я развожу руками, поскольку прогнозировать можно только то, что поддается рациональной логике.
Менять систему и возвращаться к президентской форме правления? Не думаю, что это выход. Только представьте себе, как эти красавцы будут править единолично? Первое, что они сделают - заткнут рот журналистам. А дальше? А дальше будут творить что хотят. Реформа сама по себе хороша, но ведь она предполагает существование партий. А партий-то у нас нет. Даже если идеально прописать полномочия, все равно мы будем видеть такой же цирк. Честно скажу: мне страшно. Если бы это все происходило не на фоне кризиса - полбеды, ладно, шоу у нас, такие мы... Но когда в стране безработные люди, не имеющие средств к существованию, когда люди ограблены банками? Знаете ли, это может надоесть - и тогда будет уже не тот красивый Майдан.
'Все шесть созывов верховной рады создали систему, направленную на одно - воссоздание себя во власти'
Константин Матвиенко, эксперт корпорации стратегического консалтинга 'Гардарика':
- Прежде чем оценить состояние, атмосферу в украинской Верховной Раде, надо сказать о том, что ВР - это прямой наследник Верховной Рады УРСР. Если бы в 91-м году после провозглашения независимости мы провели выборы, возможно, сейчас мы имели бы не такой никчемный состав парламента, как имеем сейчас. Ныне очевидно, что парламент не выполняет ни одну из возложенных на него функций. Прежде всего надо сказать о том, что Верховная Рада не является высшим представительским органом Украины, потому что она фактически не репрезентирует интересы широких социальных слоев. В лучшем случае - это презентация быстро меняющихся интересов финансово-промышленных групп. Причем эти интересы то вступают друг с другом в противоречия, то объединяются, и, таким образом, меняется конфигурация в Верховной Раде. Мы наблюдали за попыткой Тимошенко создать коалицию с регионалами, затем - широкую коалицию. Теперь же голосование по Огрызко фактически показало, что Тимошенко снова может идти на союз с ПР и коммунистами. Качество украинского законодательства не единожды критиковали и международные эксперты, и отечественные. Украинские законы, наверное, можно вносить в Книгу рекордов Гиннеса как самую запутанную законодательную базу цивилизованных стран мира. Кроме того, ВР предельно часто действует по указаниям и в угоду внешним факторам - опять-таки, примером тут может служить отставка Владимира Огрызко.
Какой антидепрессант с учетом таких парламентских реалий может получить украинское общество? Классический ответ: лекарством от столь никчемного состояния украинского парламентаризма должны быть новые выборы. Однако именно ВР создала законодательство, направленное на фактически воссоздание такого же качества и такого же состава парламента. Другими словами, даже если и пройдут выборы, изменения вряд ли произойдут.
Сейчас основная тройка фракций ВР - это Партия регионов, БЮТ и наполовину не живая 'Наша Украина'. Допустим, будет другое трио, назовем ее условно 'тройкой ненависти', потому что пасется на одном и том же электоральном поле - Яценюк, Литвин, и, возможно, Гриценко, опять-таки, в роли чего-то полуживого. Однако по персональному составу мы получим ту же самую картину, которую видим сегодня: с теми же интересами, с теми же коррупционными схемами, с тем же уровнем культуры и ответственности, информированности и т.д. Проще говоря, персональные изменения не произойдут. Изменения на уровне функций, на уровне заданий ВР? Тоже не произойдут. Таким образом, все шесть созывов Верховных Рад, существующие в независимой Украине, создали такую систему, которая направлена исключительно на одно - воссоздание себя, любимых, во власти. А от ВР идет аналогичный по качеству Кабинет Министров и, соответственно, местная власть, местная элита.
Как разорвать этот замкнутый круг, и имеют ли смысл на данном этапе тезисы о сильной руке? Дело в том, что у нас и действия сильной руки могут выглядеть... как цирковое представление. Зачем далеко ходить за примерами? Давайте вспомним недавние события вокруг НАК 'Нафтогаз'. Куда уж дальше!? Элитное силовое подразделение 'Альфа' используется для извлечения документов. Фактически силовые структуры, перейдя на сторону той или иной финансово-промышленной группы, пытались реализовать интересы этих групп в данном конкретном случае на площадке 'Нафтогаза'. А такой площадкой может стать что угодно. Что происходит? Силовые структуры, подчеркиваю, государственные силовые структуры используются для рейдерского захвата, для блокирования действия государственной монополии. Большего абсурда представить себе невозможно. Держава борется сама с собою с помощью своих же силовых структур. Вот и представьте себе сильную руку. На кого она, эта сильная рука, будет опираться? Кроме того, отмечу следующее. Буквально сегодня мы получили социологические данные, которые свидетельствует о том, что наши граждане весьма своеобразно представляют себе сильную руку. Они не готовы отказаться от большинства общественных свобод. Лишь около 7% граждан говорят о своей готовности отказаться от права объединяться в политические партии и общественные организации. А, скажем, право на свободу слова и другие гражданские права имеют еще более высокий уровень защищенности среди жителей нашей страны. То есть, социология (опрос, о котором я говорю, проведен Research & Branding Group) свидетельствует о том, что сильная рука должна действовать методами переубеждения. Получается что? Сильная рука - это проповедник, Махатма Ганди. Украинцы, говоря о сильной руке, имеют в виду совершенно не то, что, например, россияне. Поэтому, на мой взгляд, и сильная рука нас не спасет. В этом контексте надо сказать вот о чем. В мире наблюдается такое явление, как кризис электоральной демократии. Сейчас человечеству брошен вызов компетентности: власть должна быть не носителем какой-либо идеологии, а носителем компетенции. А электоральная демократия не приводит во власть компетентных менеджеров. Давайте возьмем для примера любую крупную корпорацию. Да нет же там процедуры выбора топ-менеджмента! Поэтому в определенной мере мы стали заложниками мировой тенденции - кризиса электоральной демократии. Сейчас, думаю, будут иметь место непродолжительные периоды прозрения, когда люди, и украинцы в частности, осознают, что популизм политиков приносит им вред. Это ведь все равно, что ребенку постоянно давать конфету - в конце концов, это может стать причиной серьезных сбоев в здоровье. Представление человечества об эффективности электоральной демократии, думаю, будет вскоре 'взрослеть'.
'Конституция, измененная в 2004 году, не имеет ничего общего с парламентаризмом'
Ирина Погорелова, политический обозреватель:
- Что касается парламента, то, знаете, на самом деле у нас происходит абсолютно запрограммированный процесс. Запрограммированный двумя факторами. Первый фактор - фальсифицированные изменения в Конституцию. Фальсифицированный документ не может принести никаких плодов, кроме развала, хаоса. Мы это наблюдаем не один год, и последние события в парламенте - продолжение этой же истории. Второй фактор - это фактор Юлии Тимошенко и ее блока, который последовательно непоследователен. Она абсолютно четко продемонстрировала всем свой стиль поведения, - и каждый, кто вступает с ней в отношения, это знает и может винить себя. В том числе, НУ-НС, Президент, или кто угодно. Каждый, кто с ней что-то подписывает или о чем-то договаривается - единственное, чем может заниматься, - ждать, когда она его предаст.
Провалила ли Украина экзамен парламентаризма? Знаете, парламентаризм - это не испытание, не экзамен, это нечто такое постоянное, как погода, которая хоть и имеет разные качества, но есть всегда. Конституция, измененная в 2004 году, не имеет ничего общего с парламентаризмом. Это фальшивый документ, подсунутый в той ситуации, и все его изъяны на сегодняшний день очевидны. А парламентаризм? Я считаю, что в этом смысле у нас еще все впереди.
А вот последние события с НАК 'Нафтогаз'... Думаю, это продолжение истории с подписанием Юлией Тимошенко газовых контрактов. По сути дела, эти события подтверждают ту версию, которую высказывал Секретариат Президента о том, что этот контракт является крайне невыгодным для Украины. В частности, речь идет о срочных платежах. Тот факт, что были комментарии о том, что захват связан с тем, дабы не дать заплатить - подтверждение того, что НАК подвешен на волоске со стороны России. Если бы не было такого контракта, ни СБУ, никто не смог бы помешать заплатить. Это лишнее подтверждение того, что эти контракты - весьма ненадежные для Украины. А вот что касается методов, которыми это осуществляется... Вы знаете, ничего нового - в сравнении, скажем, с событиями в Генеральной прокуратуре, когда министром МВД был господин Цушко, а прокурором Пискун, - в НАК 'Нафтогаз' мы не увидели. То есть это такой себе стандарт для Украины или, другими словами, - наш фирменный стиль.
Российские СМИ, как правило, очень злорадно комментируют ситуацию в Украине (Ирина Погорелова находится в Москве. - Авт.), однако события с захватом НАК 'Нафтогаз' они освещали предельно аккуратно. Именно потому, что это связано с договором, который можно толковать по-разному. И Юлия Тимошенко, кстати, как-то не 'звучит' сейчас в России героем, хотя за ходом газовых переговоров было очень любопытно наблюдать. Но это уже отдельная история.
Здесь, в России, не очень понимают, насколько им выгодно освещать украинские события, потому что это не просто бардак у нас происходит, с точки зрения РФ, а это серьезные геополитические провокации на фоне кризиса. И роль России в этом смысле очень не однозначна. Поэтому показывать украинцев так: дескать, вот, посмотрите, какая дурацкая у них 'оранжевая' демократия - это в Москве сейчас не проходит.
'Постоянные перепалки ведут к самоуничтожению 'элит'
Игорь Жданов, президент аналитического центра 'Открытая политика':
- Отсутствие политического взаимодействия, в частности, и парламентского, - знаете, это никуда не годится. Это, по сути, дискредитирует непосредственно идею демократии и парламентаризма. Поэтому, на мой взгляд, нужно не сидеть сложа руки, а принимать немедленные шаги.
Необходимо создать мегакоалицию, куда, кроме нынешних коалициантов - части НУ-НС, БЮТ и блока Литвина, вошла бы Партия регионов. Такая коалиция имела бы поддержку и на востоке, и на западе, и в центре нашей страны, а главное, - эта коалиция могла бы изменить Конституцию Украины. Действующая ныне Конституция автоматически провоцирует конфликты между разными ветвями власти. Не определены четко полномочия и компетенции, присутствует двойное подчинение, например, глав администраций - и Президенту, и правительству. Понятное дело, что идет соревнование, которое, кстати говоря, происходит на фоне подготовки к президентским выборам. Это в целом.
А если говорить о событиях ВР последних дней, то, на мой взгляд, отставка Огрызко - это сильный удар по ныне существующей коалиции. Политическая история тут может развиваться двумя путями. Первый - конфликт все-таки удастся снять, например, посредством повторного внесения кандидатуры Огрызко или отказа НУ-НС от претензий, возникших после отставки главы МИД. Сегодня, к слову, появилась информация о том, что даже его ярые сторонники после беседы с Огрызко несколько изменили свою точку зрения. Я лично считаю, что Огрызко заслуживал отставки, однако не за Змеиный (тут было достигнуто более-менее компромиссное решение, и мы получили возможность начать взаимоотношения с Румынией фактически с чистого листа), а за другие вещи.
У нас есть системный кризис в украинско-российских отношениях, и когда министр иностранных дел ничего не делает для разрешения этой проблемы, возникают вопросы. Можно также говорить о рассылке никчемного циркуляра, в котором унижается правительство, премьер. Но дело же не в правительстве и не в премьере, а в том, что это - орган и представитель государственной власти Украины, и как в этой ситуации выглядели послы, которым поставили задание - донести до руководства стран пребывания информацию о том, что украинское правительство врет?.. Ну, как вы думаете, это вписывается в логику действий, есть в таких циркулярах здравый смысл? Однако в любом случае смена Огрызко, которая не была предварительно согласована, нанесла серьезный удар по коалиционным позициям. И как из этой ситуации выйдет коалиция - прогнозировать предельно сложно.
Говорите, Украина не прошла испытание парламентаризмом и после политреформы-2004 страну сотрясают кризисные катаклизмы и, возможно, есть смысл изменить систему? Абсолютно верная постановка вопроса. К сожалению, результаты политреформы совершенно не утешительны. Но проблема состоит не только в том, что парламентаризм не прошел испытание. Дело в том, что мы сделали один шаг и застыли - дальше не пошли. Мы ничего не сделали для построения системы чистого парламентаризма в Украине. У нас и Президент имеет достаточно серьезные полномочия, и правительство. В итоге получился такой себе гибрид ежа и ужа. А что-то смешанное, как говорил Иван Степанович Плющ, всегда хуже чего-то чистого. Поэтому я выступаю за систему парламентаризма в чистом виде.
Да, действительно, парламент, если он недееспособен, должен быть распущен. Однако это предусматривает ответственность политиков за свои действия. А как у нас? Сегодня создали коалицию, завтра разбежались. Так нельзя. Необходимо быть ответственными и перед избирателями, в частности, и перед своей страной в целом. Тем не менее, считаю, что не парламентаризм провалил экзамен (тут, думаю, перспективы есть), а именно политики. Хотя нынешняя общая ситуация дискредитирует и органы государственной власти, и политическую элиту. Посмотрите на данные социологических опросов. Более 83% граждан, по данным всех авторитетных служб, считают, что ситуация развивается в неправильном направлении. Рейтинги всех политиков падают, поскольку имеет место перманентный политический кризис. И это закономерно, поскольку рядовые граждане не в курсе всех закулисных игр. Они видят, что Президент провел заседание СНБО и сказал, что премьер-министр - это воровка и так далее. Вообще, эти постоянные перепалки ведут к самоуничтожению 'элиты', которая ныне находится при власти.
Какой для украинцев свет в конце туннеля? Опять-таки, повторюсь: мегакоалиция и изменение Конституции. Мегакоалиция позволит навести порядок в стране, изменить атмосферу взаимодействия, забыть о тотальной войне всех со всеми. В свою очередь, Конституция снимет институциональные противоречия, существующие между ветвями власти. Возможно, имеет смысл проводить плановые президентские выборы в парламенте, потому что если оставить Президенту такие же полномочия, как есть сейчас, это может привести к таким событиям, по сравнению с которыми ситуация 2004 года нам покажется маленькой дракой в детском садике.