В прошлую пятницу я случайно встретила в Хельсинки двух коллег-журналисток из России, которые, будучи сами испуганными, рассказали мне, что все СМИ России заполнены сообщениями доцента Хельсинского Университета Бекмана о том, что 'эстонские нацисты' планируют антироссийское мероприятие.
Вопрос оказался в презентации сборника статей 'За всем стоял страх', посвященного 60-ой годовщине массовых депортаций, а также в семинаре, связанном с этой презентацией. Журналистки обещали меня публично защитить и рассказать всем, что Имби Паю, которую они хорошо знают, говорит о преступлениях cталинизма.
Этим же вечером мне позвонил глава демократического молодежного движения, студент-юрист Евгений Криштафович, и сообщил, что они с членами организации приедут в понедельник в Хельсинки, чтобы при необходимости выступить в защиту меня и Софи Оксанен. Вместе с ними обещал приехать и Сергей Метлев из Таллиннской Мустамяэской Реальной Гимназии, который недавно стал объектом повышенного внимания в эстонском обществе после того, как выступил с критикой необоснованных заявлений посла России в отношении языковой политики Эстонии.
Прошлой весной Евгений организовал в Таллинне вместе с членами своей организации и Фондом Открытой Эстонии выступление известного русского диссидента Владимира Буковского. И именно на этом семинаре, благодаря содействию Евгения, мы договорились с Буковским, что он выступит в качестве соавтора нашего сборника 'За всем стоял страх'. С его помощью мы надеялись объяснить финским читателям значение ГУЛАГа и преступлений советской правовой системы против человечности.
Евгений - русский из Эстонии с белорусскими корнями, уже много лет со своими единомышленниками изучает историю Эстонии и знает, что Советский Союз в 1940 году оккупировал Эстонию, что советские оккупационные власти наказывали русских в Эстонии за 'непролетарское' происхождение и за 'контрреволюционную деятельность'. В их приверженности западным ценностям видели предательство Советской России.
Представители тоталитарной системы провозгласили в 1940-41, что препятствием для возмездия русским в Эстонии была до этой поры только государственная граница, и с этого момента начались аресты, наказания и уничтожение советскими оккупантами представителей наших национальных меньшинств, русских. Надеждой советов было уничтожить в нашем культурном пространстве память и традиции этой живущей на Эстонской земле национальной группы. Ненависть по отношению к тем, кто пытается возродить эту историю, пылает в душах тех, кто стал истинно советскими людьми, не важно, будь они родом из Эстонии, России или Финляндии.
Евгений приехал все-таки в понедельник в Финляндию, и я видела сквозь толпу, как он давал интервью телеканалу Финского национального телерадиовещания.
В воскресенье вечером появился пресс-релиз радикальных антифашистов Финляндии о том, что доцент Йохан Бекман обратился к руководителю центра Симона Визенталя Эфраиму Зуроффу.
В пресс-релизе Бекмана говорилось, что Зурофф утверждает в своем специально составленном заявлении: 'Сообщения из Эстонии, которые касаются составления новой книги (которую я лично еще не читал и перевод которой жду), в которой отрицается участие Эстонии в массовом уничтожении евреев, дают основания международной общественности для серьезной озабоченности'.
Мои друзья-евреи из Эстонии отнеслись к появлению этого клеветнического сообщения очень серьезно. В этот драматический момент пришло электронное письмо от создателя Эстонского еврейского музея Марка Рыбака, которому звонил Эфраим Зурофф. Причиной звонка Зуроффа был звонок ему от Йохана Бекмана, когда тот сообщил Зуроффу о нашем мероприятии в Хельсинки и об 'антисемитской книге'. Марк Рыбак написал в своем электронном письме, что он объяснил Эфраиму Зуроффу, кто такая Имби Паю, и кто такой Бекман. 'Теперь он знает, что за человек этот Бекман, и больше не вступает с ним в контакт', - подтвердил в письме Марк.
Зачем я пишу об этом? Я хочу в благодарность поделиться со своими соотечественниками этими эпизодами солидарности и поддержки. Подобная модель поведения девальвировалась за 50 лет оккупации более всего, и полностью мы ее пока так и не восстановили.
В создании предубеждений между людьми и народами важное место занимают ложь и подлог. Об их значении во влиянии на людей в журнале 'Коммунист Эстонии' за 1966 год написано следующее: 'После определенного количества повторений, жертва пропаганды теряет возможность делать разницу между тем, что ей внушают, и тем, что она чувствует на собственном опыте. То есть, она начинает верить в мифы.
На следующем этапе массовой пропаганды повторение уже играет закрепляющую роль вдалбливаемых мифов, превращая их в предубеждения. А от предубеждений тяжело избавиться. Даже тогда, когда они вступают в явное противоречие с фактами, скорее будут отметены факты, чем последует отказ от предубеждений. Чувства, которые при этом специально вселяются и искажаются, берут власть над сознанием'.
Когда Красная Армия в 1944 году вновь оккупировала Эстонию, для нашей страны придумали новую историю. Об Эстонской Республике, существовавшей с 1918 по 1940 год, стали говорить, как о фашистском государстве. Новая советская терминология не была случайным делом, а служила началом войны против памяти и ценностей, которые имелись в независимой Эстонии. При помощи слов создавались абстрактные понятия, такие как 'Гитлеровская Эстония'. Задачей слов было направить мысли реципиента в нужном направлении. Слова должны были служить целям нового тоталитарного государства.
Многие люди склонились туда, куда склонил их язык. В мире советских ценностей можно было использовать для достижения своих целей любые методы - в нем не было место морали, являющейся основой ценностей западного мира.
Именно тот опыт солидарности, который я получила в связи с выходом книги 'За всем стоял страх' от своих соотечественников и живущих в Эстонии национальных меньшинств, был для меня во всей этой напряженной череде событий, которая сопровождала презентацию сборника, важной ценностью.
Мы чувствовали радость от солидарности - все мы, кто готовили мероприятия, приуроченные к годовщине массовых депортаций. Это достойно того, чтобы быть закрепленным в нашей памяти, поскольку это является одной из основ нашего общего дома, и дает надежду на более сильную взаимную поддержку между всеми нами, независимо от того, какую нацию здесь в Эстонии мы бы не представляли.
Имби Паю - финская журналистка и писательница, соавтор сборника статей 'За всем стоял страх'