Нынешний глобальный экономический кризис является беспрецедентным, и возрождение будет более медленным, чем многие надеялись. На Украине этот кризис пришелся на сложный с политической точки зрения период, поскольку страну ожидают президентские выборы. Однако нельзя откладывать меры по преодолению кризиса на то время, когда для этого будет получен четкий политический мандат в результате выборов. Необходимо достижение компромисса, достаточного для внедрения комплексного набора мер, которые позволят противостоять кризису и возобновить рост. Следующая пленарная неделя Верховной рады Украины, которая начнется 13 апреля, дает возможность сделать шаг в этом направлении. Эту возможность нельзя упустить.
В октябре 2008 года Украина была одной из первых стран, своевременно обратившихся и быстро получивших большую финансовую помощь от Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития, а также техническую помощь от ряда двухсторонних доноров, масштабы которой росли. С тех пор были сделаны определенные полезные шаги, но еще необходимо выполнить большую работу по внедрению согласованного пакета мер, направленных на преодоление кризиса. Прежде всего важно определиться с правильными ожиданиями: похоже, что Украина пострадает от глубокой рецессии. Учитывая внешние дисбалансы и отсутствие доступа к рынкам капитала, затягивание времени не является эффективной стратегией.
Антикризисный план мер по Украине должен содержать следующие четыре ключевых элемента: а) адекватное и последовательное внедрение макроэкономической политики в соответствии с программой, поддерживаемой МВФ; б) переориентация бюджетных расходов в сторону увеличения объема инвестиций в государственную инфраструктуру, способствующих росту и позволяющих поддержать реальный сектор и занятость, в сочетании с усилиями, направленными на мобилизацию ресурсов для защиты бедных и уязвимых слоев населения; в) четкая стратегия защиты вкладчиков банков и реабилитации банковского сектора и г) реформы, которые будут способствовать облегчению вхождения на рынок и привлечению частных инвестиций. Все эти элементы связаны между собой и усиливают друг друга. Для эффективного их внедрения необходимо тесное сотрудничество правительства, президента и Национального банка Украины (НБУ), а также поддержка в Верховной раде.
Первые решительные шаги в перечисленных сферах помогут стабилизировать ожидания рынка, обеспечат получение дальнейшей помощи от международных финансовых учреждений и мобилизуют дополнительную поддержку от двухсторонних кредиторов. С возвращением миссии МВФ в Киев появляются хорошие возможности для достижения прогресса в первом вопросе. Далее мы коротко опишем основные задачи для трех других аспектов, выполнение которых дополнит и поддержит взвешенную макроэкономическую политику и которые находятся в центре внимания диалога Всемирного банка с представителями власти на Украине.
Что касается фискальной сферы, то Украина, как и многие другие страны с переходной экономикой, страдает от нехватки финансирования на покрытие значительного фискального разрыва. Если исходить из предположений Всемирного банка об экономическом росте, инфляции и итоговых налоговых поступлениях, то, по нашему мнению, реальный фискальный дефицит в бюджете 2009 года значительно превысит 3% ВВП, заложенные в законе о бюджете, даже без учета расходов на рекапитализацию банков. Меры, принятые Верховной радой Украины 31 марта, позволят покрыть этот дефицит примерно на 0,6% ВВП. Верховная рада рассмотрит дополнительные меры; в частности направленные на решение проблемы растущего дефицита Пенсионного фонда, которые могут обеспечить покрытие еще 0,3% ВВП. Эти шаги продемонстрируют готовность Украины преодолевать собственные фискальные проблемы и смогут разблокировать внешнее финансирование.
Однако могут понадобиться дополнительные меры в фискальной сфере, и, по нашему мнению, бюджет Украины имеет широкие возможности по уменьшению нецелевых расходов и расточительных субсидий и налоговых льгот, которыми пользуются неэффективные производители и состоятельные потребители. Но на этом этапе главное - что-нибудь делать. Верховная рада должна поддержать предлагаемые дополнительные меры.
Если говорить о банковском секторе, то диагностика крупнейших банков выявила существование значительного дефицита капитала. Позитивным признаком является то, что многие частные акционеры, в том числе западных учреждений, уже начали рекапитализацию своих банков. В случае системных банков, акционеры которых не хотят или не могут осуществить рекапитализацию, в ситуацию должно вмешаться государство.
Сейчас разрабатываются меры, с помощью которых государство сможет получить контроль над этими банками, обеспечит защиту депозитов и разумное расходование денег налогоплательщиков. Внедрение этих мер требует постоянного сотрудничества между НБУ и правительством Украины, и его успешность будет зависеть от выверенного плана и взаимодействия с общественностью.
Вместе с тем необходимо срочно принять меры относительно неплатежеспособных банков, которые не получат права на рекапитализацию, чтобы предотвратить потерю доверия и негативное влияние на всю систему. Для выполнения этой задачи НБУ необходим более широкий арсенал инструментов для решения проблем банков, которые позволили бы переводить вкладчиков и беспроблемные активы в жизнеспособные банки с одновременным изъятием проблемных активов с целью дальнейшей ликвидации, а для существующих акционеров должно проводиться уменьшение их доли согласно текущей стоимости капитала. Чтобы получить возможность применить эти инструменты, нужно внести изменения в законодательство, и их должна немедленно рассмотреть Верховная рада.
В конце концов, возобновление структурных реформ на Украине крайне важно для того, чтобы выйти из этого кризиса сильной и конкурентоспособной страной. Украина не может и в дальнейшем рассчитывать на дешевые деньги для финансирования модернизации своего устаревшего промышленного сектора. Многие проекты, которые были жизнеспособными до кризиса, не будут таковыми после его завершения. Следовательно, страна будет вынуждена пройти через период ускоренных структурных реформ. С этой целью ей необходимо будет снизить барьеры для вхождения на рынок и завершения бизнес-деятельности, что позволит перераспределить имеющиеся ресурсы. Украине предстоит создать надлежащие стимулы для частных предприятий для внедрения инноваций и модернизации с помощью внедрения предсказуемой налоговой и регуляторной систем, применения надлежащей политики ценообразования для услуг по поставкам энергоносителей и других общественных услуг. Кроме того, следует избегать соблазна замедлить структурные изменения субсидиями и налоговыми льготами. И - что важно - Украине необходимо модернизировать свои государственные услуги, обеспечив более высокую их эффективность и качество.
Программа структурных реформ содержит немалый перечень мероприятий. Однако что касается краткосрочной перспективы, то принятие нескольких важнейших законов может привести к весьма существенным последствиям для формирования условий для быстрого восстановления. Изменения в законодательство, поданные сейчас в Верховную раду, предусматривают уменьшение количества разрешений, снижение требований относительно минимального капитала для частных предпринимателей. Правительство также подготовило новый закон о государственных закупках, принятие которого будет свидетельствовать о поддержке Украиной международных стандартов конкурентной борьбы и вместе с тем сэкономит государству много денег. Это законодательство нужно принять.
Международный кризис выявил риски, заложенные в модели роста Украины на протяжении лет процветания, так же, как и во многих других странах региона. Украина заслуживает международной помощи в преодолении этих значительных потрясений, разрушивших прежнюю модель роста. Однако чтобы получить пользу от такой помощи и выйти из кризиса с экономикой, способной вернуться к сбалансированному росту, Украина должна признать и решать свои собственные проблемы и исправлять недостатки. Времени ждать уже нет.
Мартин Райзер - директор Всемирного банка по Украине, Беларуси и Молдове