Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Литва - морское государство или государство у моря?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Существующая жесткая конкуренция на мировом рынке морских перевозок позволит выжить флотам тех стран, где имеется поддержка со стороны государства, где судовладельцам и морякам созданы благоприятные условия, в том числе налоговые и социальные льготы.

В этом десятилетии численность морского флота под литовским флагом снизилась вдвое - с более чем 300 судов в 2001 году до 151 на апрель 2009-го. Сокращается и общий судовой тоннаж, насчитывающий ныне чуть больше 470 тысяч тонн: по данным Литовской ассоциации судовладельцев, в 2004 году он составлял 0,34 проц. тоннажа всего флота Евросоюза, а теперь - 0,18 проц.

Существующая жесткая конкуренция на мировом рынке морских перевозок позволит выжить флотам тех стран, где имеется поддержка со стороны государства, где судовладельцам и морякам созданы благоприятные условия, в том числе налоговые и социальные льготы. Пойдя по такому пути, Нидерланды, Норвегия, Бельгия сумели вернуть в национальные регистры множество своих судов, ушедших под удобные флаги, и сохранить костяк кадров из морских офицеров (которых все равно катастрофически не хватает).

Государство, не имеющее таких важных составляющих, как собственный флот, национальные морские кадры, готовящие моряков морские учебные заведения, не может называться морским. Это просто государство у моря, каковой участи не избежать и Литве, если она не будет поддерживать конкурентоспособность сектора национального судоходства. Тенденция к снижению численности и тоннажа флота - это первый звоночек.

С морскими учебными заведениями у нас все в порядке. Отметивший в прошлом году 60-летие Литовский морской колледж получил более высокий статус и теперь называется Литовское высшее морское училище. Но еще лучше - и по сути правильнее! - это звучит на английском: Lithuanian Maritimе Academy. Морские кадры готовят также факультет морской техники КУ, рядовой состав - Клайпедская школа корабелов. Только с каждым годом поступающих становится все меньше. Между тем морские кадры страны стремительно стареют: большинство моряков имеют возраст 45-50 лет, кто придет им на смену? Правительству и Сейму самое время подумать о том, чем заинтересовать молодежь, чтобы она выбирала профессию моряка. Никаких социальных льгот для них не существует, а работающие на судах под удобными флагами моряки и вовсе лишены каких бы то ни было государственных социальных гарантий.

С судовладельцев - двойные взносы

Литовское правительство еще в августе 2004 года приняло стратегию развития судоходного сектора Литвы, основанную на исследовании 'Осуществление новой судоходной политики в Литве' бельгийской компании Policy Research Corporation N.V. По утверждению председателя Литовской ассоциации судовладельцев (LLSA) Витаутаса Лигнугариса, две из трех основных вех, намеченных этой стратегией, государство уже воплотило. С 2004 года литовские моряки освобождены от уплаты подоходного налога. Правда, новое правительство оставило эту льготу только морякам, работающим на судах под флагами стран Европейского экономического сообщества, а все остальные с 2009 года должны платить 15 % налога с полученных в рейсе доходов. Кроме того, судовладельцам предоставлена возможность выбора, платить ли налог на прибыль или фиксированный налог на судовой тоннаж. Большинство выбрали второй вариант.

Но вот с третьей вехой упомянутой стратегии вышла заминка. Речь идет о взносах социального страхования, которые судовладелец платит за моряков. В июне 2007 года Сейм принял поправки к Закону о социальном страховании, предоставлявшие судовладельцам льготу: им разрешалось платить 31 % не от зарплаты моряка, а от денежной величины, составляющей 1,5 текущих страховых доходов. Страховые взносы с суммы в пределах 1,5 - 5 текущих страховых доходов обязалось платить государство. Однако на принятый закон неожиданно наложил вето президент Литвы Валдас Адамкус.

'Без изменения Закона о социальном страховании моряков литовские судоходные компании не смогут выдержать конкурентной борьбы с западноевропейскими судовладельцами, имеющими в этом отношении преимущества. В большинстве стран Евросоюза существуют фиксированные взносы социального страхования моряков, установлен их максимальный размер. Почему-то не учтен тот факт, что литовские судовладельцы обязаны платить за моряков взносы и в страховые клубы, то есть они подвергаются двойному обложению страховыми налогами. В конце концов это приведет к тому, что судовладельцы, стремясь избежать огромных расходов на социальное страхование моряков в 'СОДРЕ', станут уводить свои суда под удобные флаги, что уже происходит. LLSA обратилась за помощью к правительству - и в министерства, и в Сейм пришли новые люди, не знакомые с флотской проблематикой, которым надо вновь все разъяснять и доказывать. Оно поручило Министерству сообщений организовать встречу с инстанциями, от которых зависит решение этого вопроса. Такая встреча состоялась в начале апреля', - рассказал исполнительный директор LLSA Гинтаутас Кутка.

На состоявшейся в стенах Минсообщений встрече, в которой приняли участие представители министерств социальной защиты и труда, хозяйства, юстиции, внутренних дел, обсуждались также вопросы снижения размера взносов обязательного страхования здоровья моряков (на том основании, что судовладельцы платят такие взносы в страховые клубы и что моряки по 7-8 месяцев в году находятся в море и в это время не пользуются литовскими медицинскими услугами), периодичности медицинского освидетельствования моряков, упрощения порядка трудоустройства иностранных моряков на литовский флот, возможности регистрировать в Литовском морском судовом регистре заложенные суда.

'Морской профсоюз поддерживает предложение судовладельцев о снижении взносов социального страхования моряков. Это не только укрепит конкурентоспособность литовских судоходных компаний, привлечет в Литовский морской судовой регистр больше судов, но и позволит отказаться от такого реликта советских времен, как выплата морякам командировочных. Они оставлены только для того, чтобы снизить бремя расходов на взносы соцстраха, ведь командировочные взносами не облагаются. Моряк будет получать единую зарплату, которая должна рассчитываться по общемировой для этой профессии формуле и быть сопоставима с европейской. Таким образом, моряк сможет заработать на пенсию гораздо большего размера, чем сейчас', - утверждал председатель Союза моряков Литвы Пятрас Бекежа, который тоже участвовал в вильнюсской встрече.

К морякам - двойные стандарты

Лидер морского профсоюза тоже посетовал на то, что с приходом новых людей в Сейм и правительство там не осталось никого, кто бы разбирался в морской специфике. Вновь приходится начинать с азов - объяснять, чем профессия моряка отличается от других и почему должна пользоваться государственными льготами.

'Мы еще в середине февраля отправили письмо в парламентскую комиссию по морским делам и рыбному хозяйству, в котором протестовали против двойных стандартов в отношении моряков, работающих на судах, зарегистрированных не в странах Европейского экономического сообщества. Я имею в виду обложение их доходов налогом в размере 15% с 2009 года. Ответа так и не получили', - удивлялся П. Бекежа.

Уплата подоходного налога не дает моряку никаких социальных гарантий. За них надо платить отдельно. За моряка литовского флота взносы соцстраха в размере 31 % от литовой части зарплаты платит судовладелец, из них в пенсионный фонд идет 23,3 %, в фонд заболеваемости и материнства - 3,4 %, в фонд страхования здоровья - 3 %, на страхование от безработицы - 1 %, на страхование от несчастных случаев и профессиональных болезней - 0,3 %. При этом сам моряк платит в 'СОДРУ' 9 % от своего заработка. А моряки судов под удобными флагами должны рассчитывать только на себя, отчисляя и на пенсию, и на медицинское страхование. Это при том, что отпуск на берегу между рейсами им тоже никто не оплачивает, следовательно, заработанное за полгода надо делить на два.

Недавно Клайпедская окружная налоговая инспекция вновь выступила с разъяснением порядка взимания подоходного налога с моряков, работающих на судах не под флагами Европейского экономического сообщества (в него, помимо 27 государств ЕС, входят также Норвегия, Исландия и Лихтенштейн). Во-первых, подчеркивается в разъяснении, декларировать доходы должны все - и работающие на судах под флагами Евросоюза, и не работающие на них. Только последним нужно представить справку о полученных доходах из судоходной компании.

Социальное страхование у нас по-прежнему добровольное: хочешь - плати взносы в пенсионный фонд 'СОДРЫ', не хочешь - не плати. А вот страхование здоровья (PSD) теперь дело обязательное. Как разъяснила окружная налоговая инспекция, моряк может быть освобожден от обязательного страхования здоровья лишь в том случае, если уже заплатили за него в судоходной компании ЕС и представили из тамошней налоговой инспекции подтверждающий документ. 'С 1 января 2009 года, - говорится в разъяснении, - каждый работник, в том числе и моряк, должен сам за себя ЕЖЕМЕСЯЧНО платить 9 % от размера минимальной месячной зарплаты (сейчас это составляет 72 лт). Месячный взнос должен быть заплачен перед последним днем каждого месяца'.

Каким образом находящийся в рейсе моряк может ЕЖЕМЕСЯЧНО платить взносы PSD, ломали мы голову вместе с председателем СМЛ П. Бекежей. И почему он их должен платить, если как минимум полгода находится вдали от родины и не пользуется ее медицинскими услугами? Нет ответа. Но это еще не все. 'По окончании календарного года до 1 мая каждого последующего года моряк должен задекларировать полученные за границей доходы. И с этих доходов, согласно ст. 17, п. 8 и 10 Закона о страховании здоровья, до 1 мая каждого года моряк должен заплатить взнос PSD в размере 6 % от полученного дохода. Но сумма годового взноса моряка не должна быть меньше, чем 9 % от 12 ММЗ (сейчас ММЗ 800 лт)'.

Заплатив, помимо 15-процентного подоходного налога, 12 ежемесячных и один годовой взносы обязательного страхования здоровья, отдав ни за что ни про что почти треть заработка, моряк уже может сам решить, стоит ли ему что-нибудь вносить еще и в пенсионный фонд или обречь себя на нищенскую старость.

Возмущенные двойными дискриминационными стандартами моряки, большинство из которых плавают на судах под удобными флагами и не имеют гарантированных перспектив на постоянную работу, тем не менее входят в тяжелое экономическое положение страны. Судя по многочисленным письмам в редакцию, они согласны платить подоходный налог, но он, как и во многих странах, не должен превышать 3-6 % от зарплаты, ведь 6-7 месяцев в году моряк не бывает на родине и не пользуется береговой инфраструктурой. Вот только выслушать и постоять за их интересы в Литве оказалось некому.

Обсудить публикацию на форуме

__________________

Литва - черная дыра ("Литовский курьер", Литва)

Власти знали про кризис, но ничего не делали ("Литовский курьер", Литва )