По словам некоторых высокопоставленных европейских чиновников, Европейский Союз и Турция заключили прорывное соглашение по строительству газопровода, которое может, наконец, открыть 'золотое энергетическое дно' Каспийского бассейна спустя длительный период безвыходного положения.
Соглашение, которое будет подписано в Анкаре 25 июня, является мощной поддержкой для невезучего проекта газопровода Nabucco, предназначенного для транспортировки природного газа через Среднюю Азию, Южный Кавказ и Ближний Восток в Европу. Nabucco является ключевым проектом, предназначенным для разрушения 'мертвой хватки' Кремля над европейским импортом газа. 'Это полный прорыв, - говорит высокопоставленный европейский чиновник, принимавший участие в трудных переговорах с Турцией. - Турки приняли наши условия. Нет никакой обусловленности.'
Проект Nabucco стоимостью 9 миллиардов евро является центром столкновения, в котором Россия противопоставлена ЕС, участвуют Турция, Австрия, Азербайджан и авторитарные режимы Средней Азии. Столкновение является попыткой обезопасить европейские газовые нужды, одновременно ограничив контроль Москвы и газового монополиста 'Газпрома' над линиями поставки. С аргументацией в пользу Nabucco можно поспорить, но она была усилена газовой войной России и Украины в январе, которая подорвала поставки 'Газпрома' в Восточную и Центральную Европу. Сходные конфликты уже возникали в 2006 и 2007 годах.
Nabucco, протянувшийся на более чем 2000 миль от восточной границы Турции до главного европейского газового узла недалеко от Вены, может стать главным маршрутом для прокачки газа в Европу, неконтролируемом при этом 'Газпромом', Но этот план споткнулся о тупик в переговорах ЕС и Турции по поводу соглашения о транзитном газопроводе. Более чем половина газопровода должна располагаться в Турции, что делает эту страну охранником энергетических поставок в Европу.
Анкара вела сложные переговоры, настаивая на сборе 'налога' за прокачку газа и требуя поставок 15 процентов транзитного газа по сниженным ценам. По словам европейских чиновников и консорциума шести компаний, который должен построить газопровод и управлять им, эти условия сделали бы Nabucco финансово нежизнеспособным.
Патовая ситуация была разрешена на саммите в Праге, который прошел в прошлую пятницу между ЕС и странами, имеющими отношение к проекту. 'Требование о 15 процентах исчезло, - рассказывает The Guardian европейский комиссар по энергетике Андрис Пибалгс (Andris Piebalgs). - Мы пришли к соглашению о транзите на основе себестоимости. Мы очень близки к заключению.' Высокопоставленный чешский чиновник, принявший участие в организации саммита, сравнивает переговоры с 'торговлей на стамбульском базаре', в то время как европейский посол в регион выражает беспокойство, что 'ничего не сделано, пока оно не сделано'.
Но президент Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу (José Manuel Barroso) сказал, что президент Турции Абдула Гюль (Abdullah Gül) уверил его, что соглашение будет подписано в течение нескольких недель. 'Это то, что президент Гюль сказал мне,' - заявил Баррозу.
Турецкий лидер косвенно связал любое соглашение по Nabucco с продвижение вперед в переговорах Анкары и Брюсселя по поводу присоединения Турции к ЕС. Переговоры заблокированы греческими киприотами, в то время, как несколько больших европейских государств втихую счастливы, что заявка Турции в ЕС заморожена. Однако Баррозу и остальные европейские чиновники утверждают, что Анкара не поставила никаких условий для соглашения по Nabucco.
Европейский Союз импортирует примерно одну треть или 140 миллиардов кубических метров газа из России. 'Южный коридор' - Nabucco и два других газопровода - должен прокачивать 60 миллиардов кубических метров в год или 10 процентов от необходимого к 2020 году объема в обход России.
Строительство газопровода Nabucco много раз откладывалось, в то время как запланированные расходы взлетели до небес, что дало критикам газопровода повод объявить проект бесплодной фантазией. Но пражский саммит и грядущий договор с Турцией, похоже, подарили проекту второе рождение.
Консорциум, планирующий построить и управлять трубопроводом, который протянется на 2050 миль от восточной границы Турции, через Балканы в Баумгартен, к востоку от Вены, возглавляется австрийской нефтегазовой компанией OMV и состоит из четырех национальных энергокорпораций - Botas из Турции, Bulgargaz из Болгарии, Transgaz из Румынии и венгерский MOL - и немецкой энергетической группы RWE, которая присоединилась к консорциуму в прошлом году, несмотря на то, что правительство страны предпочитает сотрудничать с 'Газпромом' и сопротивляется строительству Nabucco. Все шесть компаний объединены в компанию Nabucco Gas Pipeline International.
Помимо Nabucco, европейцы также впервые заговорили о поддержке строительства газопровода, который пройдет по дну Каспийского моря и соединит Туркменистан и Среднюю Азию с Азербайджаном. По словам высокопоставленного европейского чиновника, на среднеазиатский газ много претендентов, и если Европа не получит его первой, он уйдет в Россию или Китай.
Если Nabucco все же случится, на первых порах ему будет нужен газ с азербайджанского месторождения Шах-Дениз-2, управляемого BP. Но чиновники в Брюсселе рассматривают Туркменистан с его огромными запасами газа как ключ к долговременной рентабельности газопровода.
Русские сильно давят на среднеазиатов и Азербайджан, чтобы остановить строительство Nabucco и оставить за собой контроль над всеми маршрутами поставок на запад. Туркмены посетили пражский саммит, но отказались связать себя обязательствами, очевидно, решив стравить Россию и Европу в своих интересах.
_______________________________________________________
На фоне спада улучшаются перспективы строительства трубопровода для ЕС ("The Wall Street Journal", США)
Американо-иранское сотрудничество: Nabucco как стимул ("World Politics Review", США)
Почему проект Nabucco может оказаться бесполезным ("The Wall Street Journal", США)