Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
За послевоенные годы в отставку было отправлено в общей сложности 140 министров, а собственная модель национального развития так и не разработана.

За послевоенные годы в отставку было отправлено в общей сложности 140 министров, а собственная модель национального развития так и не разработана.

Исполнилось 15 лет со дня установления режима прекращения огня по периметру новой армянской государственности. Конечно же, это не перемирие и уж тем более не мир, но и условным такой режим назвать нельзя. Именно при нем армянское государство получило реальную возможность выявить степень собственной жизнеспособности или, по крайней мере, определить перспективные векторы своего развития.

В недалеком прошлом этот временной отрезок соответствовал бы понятию первых трех послевоенных пятилеток, результатом которых непременно должны были стать ликвидация последствий войны, преодоление экономической разрухи и голода, восстановление хозяйства, создание новых агропромышленных инфраструктур. Однако еще на заре обретения независимости "умные" люди подсказали, что все это ерунда и что правительствам демократических стран не пристало разрабатывать пятилетние или семилетние планы. Голос этот был услышан, вследствие чего Армения стала развиваться как демократическое государство. Вместо первых трех послевоенных пятилеток мы провели в общей сложности восемь президентских и парламентских выборов плюс еще массу муниципальных. Все они, конечно, сопровождались вопиющей эксплуатацией административного, финансового, социального, психологического и демагогического ресурсов, чудовищным расщеплением ядра национальной консолидации, "но зато они не были формальностью".

Впрочем, не будем утверждать, что советские принципы были единственно правильными. Их прямая противоположность - германская модель Людвига Эрхарда - лучшее тому подтверждение. Осуществляемая на фоне главного лозунга - благосостояние для всех, - она основывалась именно на свободной рыночной конкуренции и стимулировании государством частного предпринимательства. В результате все это вылилось в то, что давно уже называется не иначе как немецким чудом.

Разумеется, существуют и другие модели поствоенного восстановления - израильская, китайская, ливанская, французская... Они все очень разные (в том числе идеологически), но всех их роднит одно: это плановые стратегии, рассчитанные на фиксированный промежуток времени, предполагающие наличие определенных этапов в проведении реформ с указанием приоритетных задач и способов их разрешения на каждом отдельном этапе. Их ни в коем случае нельзя отождествлять с президентскими программами, что так часто наблюдается в неблагополучных странах. Помимо прочего поэтапные планы социально-экономической реабилитации более долгосрочны, чем сроки президентских или парламентских полномочий. Общепризнано, что тот же отец "немецкого чуда" никогда бы не стал таковым, если бы лишился возможности в течение целых 14 лет поэтапно претворять в жизнь свой план на посту министра экономики в правительстве Аденауэра. Еще три года Людвиг Эрхард был канцлером ФРГ.

Сегодня никто не сомневается в том, что именно последовательность реформ (вне зависимости от того, советские это пятилетки или "германское экономическое чудо"), равно как и глубокая вера обществ в обоснованность осуществляемых властями преобразований, и стали залогом последующего расцвета ряда послевоенных государств. У нас же все еще продолжают утверждать, что геополитическое положение Армении, неразрешенность региональных проблем и скудность ресурсов не позволяют нам гармонично развиваться - беспомощное и крайне опасное суждение, которое, как удобная вуаль, прикрывает уродливое лицо собственной несостоятельности.

Только в промежутке 15 послевоенных лет и только в черте отдельно взятой армянской столицы (кстати, за этот период сменилось 9 министров градостроения, 9 мэров и 5 главных архитекторов Еревана) была застроена территория (причем застроена капитальными зданиями, особняками, гостиничными комплексами с соответствующей инфраструктурой), суммарно в десять раз превышающая административную площадь Шуши. Между тем главный символ арцахской победы до сих пор в руинах.

Свежий пример из "строительной политики". В июне прошлого года Израиль обнародовал планы строительства 1300 единиц жилья для еврейских семей в Восточном Иерусалиме, чем вызвал негодование даже американской администрации, официально озвученное Кондолизой Райс. Однако власти страны заявили, что считают Иерусалим, включая арабскую часть, своей единой и неделимой столицей и отказываются распространять на город требование плана "дорожная карта" о прекращении поселенческой деятельности. Строительство еврейских поселений ведется и на Западном берегу Иордана с целью сохранения их за собой при любом сценарии мирного урегулирования. Это всего лишь одна из деталей израильской модели.

В промежутке почти 15 мирных лет армянские власти так и не инициировали научно-исследовательские работы по разработке собственной модели национального развития. Процесс насаждения в Армении совершенно чуждой идеологии и формирования новой буржуазии сопровождался и продолжает сопровождаться вопиющими проявлениями социальной несправедливости. Между тем мирный период развития предлагал нации наиболее оптимальные стартовые позиции в деле построения собственного государства. Помимо всего прочего в нашем случае наличествовали драматические, но оттого и мощнейшие механизмы национальной солидаризации - враждебное окружение, скудность ресурсов, война, блокада, беженцы. Совершенно очевидно, что с учетом всех перечисленных реалий молодое армянское государство было обречено на разработку собственной модели развития. Однако мощнейшие факторы национальной солидаризации были истолкованы в противоположном русле и предстали в качестве механизмов национального разложения.

Только в промежутке 15 послевоенных лет в Армении сменилось: премьер-министров - 9; государственных министров - 17; министров экономики и финансов - 11; министров торговли и промышленности - 7; министров сельского хозяйства - 10; министров транспорта и связи - 10: В целом за все послевоенные годы по тем или иным причинам в отставку было отправлено около 140 министров. Демократическая кривая армянской действительности свидетельствует о том, что ежегодно (речь исключительно о послевоенном периоде) в Армении менялось в среднем почти по 9 министров. Очевидно, что в таких условиях говорить о наличии некоего стратегического плана развития пока еще не приходится. Очевидно и обратное: страшная статистика - следствие изначального отсутствия подобного плана.

Обсудить публикацию на форуме

______________

C. Саркисян: 'Саркози пообещал мне вернуться на Кавказ в 2009 году' ("Le Figaro", Франция)

Тревожные вести с Кавказа ("The Economist", Великобритания)