Еще будучи кандидатом в президенты, Дмитрий Медведев заявлял, что одной из его важнейших целей является реформа российской судебной системы. После своего водворения в Кремле он много раз подтверждал это свое заявление. Основным пунктом объявленной реформы, осуществляемой на пути к формированию демократического правового государства, должно стать укрепление независимости судов. На днях же Медведев внес в Государственную Думу законопроект, касающийся избрания председателя российского Конституционного суда, и можно не сомневаться в том, что этот закон будет принят депутатами от кремлевской партии. Как соотносятся конкретные шаги, предпринимаемые Медведевым, с его заявлениями?
Согласно предложению Медведева, кандидатура председателя российского Конституционного суда в будущем должна будет представляться президентом страны и затем утверждаться Советом Федерации, верхней палатой российского парламента. До сих пор судьи Конституционного суда могли сами избирать своего председателя путем тайного голосования. Председатель парламентского комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин поддержал предложение Кремля малоубедительным доводом о том, что президент Медведев хотел сделать "единообразной" практику назначения председателя суда в России. Плигин сослался на то, что кандидатуры на пост председателей Верховного суда и Высшего арбитражного суда - который разрешает, прежде всего, споры между предпринимателями и государством - также предлагаются Кремлем и утверждаются Советом Федерации.
Бывший судья Конституционного суда Тамара Морщакова, которая время от времени открыто критиковала Медведева за недостатки в деятельности российских органов юстиции, со своей стороны говорит о том, что предыдущая система, согласно которой судьи Конституционного суда сами избирали председателя КС, была счастливым исключением в российском правосудии, поскольку была весьма демократичной, и поэтому была одобрена многими, в том числе за границей. Поэтому уже некоторое время внутри судебной системы идут разговоры о том, чтобы ввести такую же демократическую процедуру избрания и для председателей Верховного суда и Высшего арбитражного суда. С новой законодательной инициативой Медведева эти дискуссии, по-видимому, станут беспредметными. Совет Федерации, продолжает Морщакова, не в состоянии судить о профпригодности судей, кандидатуры которых предлагаются на пост председателя Конституционного суда, и наверняка будет безоговорочно подчиняться воле Кремля. Российские эксперты по конституционному праву и демократическая оппозиция уже давно жалуются на то, что Совет Федерации деградировал при Путине, превратившись в коллегию исполнителей кремлевских приказов.
Газета "Ведомости" сообщила, ссылаясь на авторитетных лиц в Конституционном суде, что Медведев еще несколько месяцев назад был готов обсуждать вопрос о том, не нужно ли распространить до сих пор действовавшую процедуру назначения председателя Конституционного суда и на назначение председателей двух других высших судебных органов. Но поскольку недавно судьи Конституционного суда при избрании председателя КС не прислушались к пожеланиям Кремля, теперь с помощью проводимой в интересах Кремля реформы предполагается исключить возможность новых срывов. Конституционный суд, писала газета "Коммерсант", с помощью нового закона встраивается в президентскую вертикаль власти. Вместо того чтобы усиливать независимость одного из важнейших судов в системе российского правосудия - Конституционного - новый порядок, предложенный Медведевым, по всей видимости, будет способствовать как раз противоположному, усиливая влияние на третью власть Кремля и его "вспомогательных войск".
____________________________________________________________
Независимые исполнители приказов ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
Тоска по весне ("Berliner Zeitung", Германия)
Партизанский протест Каспарова в московском суде ("The Washington Post", США)
Путь Медведева: окрепшая Россия начинает реформы ("Газета 2000", Украина)