Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как слышен голос Литвы в Евросоюзе

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На прошлой неделе в Страсбурге завершилась каденция депутатов Европарламента. Для тринадцати наших парламентариев, да и для всей Литвы это был первый подобный опыт.

На прошлой неделе в Страсбурге завершилась каденция депутатов Европарламента. Для тринадцати наших парламентариев, да и для всей Литвы это был первый подобный опыт. С 4 по 7 июня во всех 27 странах Евросоюза пройдут новые выборы, от Литвы будет избираться уже не 13, а 12 депутатов - после вступления Румынии в ЕС квота для всех стран снизилась. Тем не менее, несмотря на пятилетнюю историю нахождения в главном законодательном органе, про работу депутатов от Литвы практически ничего не известно. Да и в самом Европарламенте голос Литвы едва ли слышен. Почему так происходит, разбирался корреспондент 'Литовского курьера', который побывал на заключительной сессии Европарламента в Страсбурге.

Механизм без винтика

Европарламент - это огромный бюрократический механизм, который прямо или косвенно обслуживают около десяти тысяч человек. Только в Люксембурге заседает порядка двух тысяч одних только переводчиков, которые каждый доклад депутата переводят на 27 языков Евросоюза. Самих депутатов 785, которых прямыми выборами избирает 492 миллиона человек по всему континенту. А еще есть огромный штат персонала, помощники депутатов, эксперты, консультанты - целая армия, которая большую часть времени заседает в Брюсселе, но раз в месяц, на одну неделю, переезжает во французский Страсбург, где находится вторая штаб-квартира Европарламента. Большинство решений и законов принимается не во время заседаний, куда депутаты приходят уже заранее зная, как проголосуют, и дебаты устраивают разве что для порядка, а в узких одинаковых коридорах, похожих на лабиринт, и кабинетах, либо в комитетах, а иногда прямо в многочисленных кафе парламента.

Хвостиками за депутатами ездит и вторая армия уже из представителей бизнеса. Всевозможные лоббисты из разных стран снуют туда-сюда в одинаковых черных костюмах и непроницаемых солнцезащитных очках. У каждого интерес своей структуры, будь то банк или нефтяная компания, и все они отстаивают какие-то решения, которые выгодны либо только им, либо их стране. Такой порядок установился в Европарламенте за десятилетия и в этом механизме не хватает как минимум одного винтика - Литвы. На фоне такого муравейника голос нашей страны либо не слышен, либо практически не слышен. Нет ни делегаций бизнес-структур из Литвы, которые, как местные лоббисты, пытались бы протолкнуть какие-то решения, ни экспертов из правительства или Сейма, которые посредничали бы с нашими евродепутатами и согласовывали, как голосовать за тот или иной проект. Да и сами тринадцать депутатов от Литвы как-то потерялись среди такой массы. Впрочем, в этом сложно винить одних только наших европарламентариев. Как правило, само общество еще не привыкло к мысли, что все самое важное к нам приходит из Брюсселя и Страсбурга, да и средства массовой информации не часто обращают внимание на процессы в Европе - мы все больше пишем и рассказываем о нашем Сейме и правительстве. Хотя именно в Европарламенте принимаются некоторые решения, которые иногда полностью меняют обстановку непосредственно нашей страны. Достаточно вспомнить нашумевшую так называемую директиву о слежке - закон о хранении информации всех абонентов мобильной связи, который всколыхнул Литву только после того, как он уже был принят в Европарламенте. Когда по этому вопросу только шли дебаты, а они, как выяснилось, шли очень долго, никто в Литве даже не дискутировал плох этот закон или нет, но когда его уже приняли и не было никакой возможности что-то изменить, СМИ вдруг заговорили о 'полицейском государстве' и тотальной слежке.

У депутатов нет 'крыши'

'За пять лет литовское общество до конца не поняло важности Европарламента. У нас в Литве не хватает информации про работу законодателей Евросоюза. Когда в 2004 году мы вступили в Евросоюз, большую часть своего суверенитета мы передали европейским институциям. А ведь 70% законов, связанных и с экономикой и с другими сферами, принимаются не Сеймом Литвы, но в Литве до сих пор не понимают, кто создает эти правила, по которым мы живем', - говорит депутат Европарламента Шарунас Бирутис.

По его мнению, эта нехватка информации показывает, что Литва вроде как и вступила в ЕС пять лет назад, но так и осталась со своим старым мышлением, думая, что все решают правительство, Сейм и президент.

'В этом виноваты все понемногу, как и само общество, так и наши политики, которые пытаются показать свою важность, несмотря на то, что Сейм становится органом по созданию сплошных комиссий, так и журналисты', - считает политик.

По своему опыту Шарунас Бирутис утверждает, что за спинами наших европарламентариев все эти годы не было ни Сейма, ни правительства. 'Мой коллега из Германии, который работает со мной в комитете по энергетике, на каждое заседание приходит с огромной кипой документов, буквально с пятью-семью папками, где прописан весь анализ - какие могут быть социально-экономические последствия того или иного закона для Германии. Я его как-то спросил, а откуда у тебя такая подготовка к каждому заседанию. Он говорит, так мы же здесь только рупоры, а за мной вся Германия, работа целых министерств и институтов, а я здесь только для того, чтобы громко сказать об этой позиции. По-другому и невозможно, откуда может один парламентарий иметь столько цифр, анализов и подсчетов', - рассказывал он.

Политик не скупился на критику в адрес своих коллег от Литвы. Структура Европарламента состоит таким образом, что часть комитетов является как бы законотворческой, а другая часть - дискуссионной. Как правило, слышна только дискуссионная часть. Там принимаются все громкие резолюции, различные манифесты и т.п. Законодательная - менее публичная, но именно там, по словам Бирутиса, проходят главные процессы.

'Должна быть очень четкая позиция страны. У нас этого нет, и наша страна такую позицию не сформулировала. С другой стороны, кому-то это и не нужно. Ведь половина наших депутатов входит в комитеты по законотворчеству, а половина - в так называемые дискуссионные. Вот и посмотрите, те, кто громче всего говорит, они в дискуссионных, а не законотворческих комитетах. Конечно, этим депутатам не нужна позиция государства, в таких комитетах не принимаются никакие важные законы', - утверждает политик.

Литва - в младенческой стадии

По словам европарламентария, с нашими министерствами связь тоже неудовлетворительная. Якобы министры чуть ли не возмущаются, почему они должны работать на депутатов от Литвы?

'Это просто непонятно. Мы же здесь должны отстаивать интересы ни кого-то, а своей страны. Ведь если выработанные министерствами позиции по разным вопросам даже не передаются депутатам Европарламента, то вся работа правительства ровна нулю.

Плюс часто вверх берут чисто политические интересы. Я представитель одной партии, а правительство сейчас другое. Сразу начинается: как это я министр от такой-то партии буду работать на этого депутата, который вообще от другой партии?! Мы еще в младенческой стадии со своими институциями. Вот, например, министр Крейвис (министр хозяйства Дайнюс Крейвис. - Прим. ред.), он боится со мной встретиться. Я раз пять просил его о встрече. И по вопросам бизнеса, и энергетики. Во время заседаний комитета мне очень нужна четкая позиция Литвы. Но от этой встречи он уклоняется. Политики в Литве не понимают, что здесь у нас нет партий, здесь должна быть одна партия - Литва. Эта наша литовская разобщенность и поиски врагов, все это перенеслось и сюда в Европарламент. Поэтому наши депутаты от Литвы не встречаются, не дискутируют, не обсуждают различные вопросы, хотя, по моему мнению, это просто необходимо. Нас здесь за пять лет было всего тринадцать', - продолжал Бирутис.

Второй блин тоже комом?

По мнению политика, нечто подобное может произойти и после этих выборов, когда победители поедут в Брюссель и Страсбург чуть ли не отсидеть всю каденцию за неплохую зарплату, а реально не будут защищать интересы страны.

'Смотря на списки нынешних кандидатов, я опять вижу, что приедут те, которые начнут проситься в комитет по международным отношениям, как будто это для Литвы самое главное. Конечно, много найдется людей, которые хотят пофилософствовать за чашкой кофе или бокалом вина и подискутировать о судьбах стран, но мы, как маленькая страна, не можем позволить себе такой роскоши. От Германии в Европарламенте 80 депутатов, но даже они себе такого не позволяют и расходятся по комитетам, в которых принимаются решения, которые важны для их страны. У нас сейчас будет уже не 13, а 12 депутатов, и мы себе такое позволяем. Я не знаю тогда зачем сюда идут люди, пересидеть в спокойной обстановке и заработать деньги? Но чтобы так не было, сами избиратели должны требовать ответственности от политиков, которые сюда пришли, а для этого нужно много информации', - отметил политик.

В постсоветских странах, которые стали членами ЕС, по словам депутата, эта проблема у всех одна.

'У нас менталитет такой, что Брюссель, как Москва когда-то, должен что-то сказать сверху. Нет такого, мы сами должны отстаивать свои интересы. Например, Словения. Такая же маленькая страна, как и наша, но методы отстаивания своих интересов у них совсем другие. Вот они нас и обгоняют: и евро уже ввели, и экономическая ситуация у них другая', - возмущался Шарунас Бирутис.

По его рассказам, в Европарламенте во время создания закона все вертится вокруг одного докладчика, который ответственен за этот закон. С ним депутаты обсуждают его, вокруг него вертятся лоббисты и т. д. У нас в Сейме докладчик такой же зритель, как и все остальные. Он даже не читал закон, за который он формально отвечает, а потом в Сейм приходят министры и им депутаты задают вопросы, которые только что им самим стрельнули в голову.

'Так ты же законодатель, что же ты задаешь вопросы тогда? Ты сам должен все досконально знать. Поэтому законы принимаются в один момент, даже не читая и не анализируя, как они подействуют на социально-экономическую ситуацию. Именно поэтому нашему Сейму доверяет только 12% населения. Во всех странах Евросоюза выше 40%, а у нас 12%. Феномен. Все это из-за того, что люди не понимают, по какому принципу принимаются законы, насколько квалифицированы сами законодатели. У нас только играют в законодателей', - убежден политик.

По его мнению, в дискуссионных комитетах готовиться к заседанию можно и за десять минут.

'Ну, или написать резолюцию, что здесь очень модно. Написали резолюцию, откорректировали, приняли, и ставят себе плюс - какие мы важные, мы приняли резолюцию. Но эта резолюция реально идет в мусорное ведро. И я смотрю на списки нынешних кандидатов и вижу только говорящих, но не тех, кто будет реально работать и выполнять черную работу', - заключил прошедший в Европарламент от Партии труда Шарунас Бирутис.

Кое-что удалось

Впрочем, по мнению членов дискуссионных комитетов те, кто вообще не выступил ни разу за все эти пять лет, только прикрываются, что, мол, все это время работали чуть ли не как чернорабочие. На самом деле, по их словам, можно взять статистику выступлений и посмотреть кто реально просиживал штаны, а кто действительно что-то делал.

'Мне повезло, когда я сюда пришел, у меня уже были здесь знакомые. И один депутат, который заседает уже не первую каденцию, сказал мне, что главное - это сосредоточиться на нескольких темах и бить в эти цели все пять лет. Тогда чего-то достичь можно', - рассказывал избранный от социал-демократов Юстас Палецкис.

'Из этих целей я упомяну, пожалуй, несколько. Во-первых, говоря с немцами, поляками и другими представителями даже новых стран ЕС, я заметил, что Литва очень сильно отстает в сфере реновации жилья. В Польше еще давно реновацию провели в 40% домов, в Эстонии - выше 10%, а у нас - и сейчас и тогда всего около полпроцента. Мы провели на эту тему тут большой семинар. Конечно, мы не можем заставить делать это наше правительство, я писал на эту тему не одно письмо. Но нам удалось поменять ограничение - раньше на реновацию нельзя было использовать больше, чем 2% из структурных фондов ЕС. Мы сняли это ограничение. Эта проблема очень важна для Литвы и я могу сказать, что это была моя инициатива. Мы убедили многих парламентариев и различные группы и достигли этого', - говорил европарламентарий.

Политик рассказал, что в следующей каденции может быть принят закон, который способен существенно снизить эмиграцию из Литвы, причем по достаточно оригинальной схеме - деньги взамен на мозги.

'Самая большая потеря за время членства Литвы в ЕС то, что мы потеряли несколько сотен тысяч, а может, и полмиллиона молодых людей, которые уехали из Литвы в другие страны. Утекают и мозги, и рабочие руки. А на самом деле, чтобы подготовить хорошего врача, нужно потратить 20 тыс. евро. Чтобы подготовить пилота, нужно потратить 60 тыс. евро. Словом, треть наших врачей из Литвы уезжает сразу, после получения образования. Получается, что мы готовим программистов, врачей, инженеров для других стран, которые, к тому же, более богатые, чем Литва. Разве это совпадает с принципами Евросоюза? Нет, не очень. И мне удалось, это записано в манифесте нашей социалистической партии, что должен быть создан механизм, который будет компенсировать эти потери', - продолжал Юстас Палецкис.

Эта схема, по его словам, может работать следующим образом: например, если Англия или Скандинавия получает от Литвы уже готового специалиста, они платят определенную сумму в определенный фонд, а из него повышается зарплата ученым, врачам, учителям, другим специалистам. Закупается новейшая аппаратура для лабораторий, для того, чтобы не было мотива уезжать. И такие примеры, утверждает политик, уже есть. Испанское социалистическое правительство платит определенную сумму, например, странам Африки, если оттуда к ним на работу приезжает человек с высшим образованием.

'Мне кажется, что во время каденции следующего парламента мы должны жать в этом направлении, чтобы такой механизм был создан. Это особенно важно для Литвы.

Еще мне удалось добиться успеха в вопросе снижения цен на визы для восточных стран. С 65 до 35 евро удалось снизить для России, Украины, для Белоруссии еще не получилось. Еще три года назад в мою резолюцию был вписан вопрос об отмене визового режима с США. Там было написано, что если США не отменят визовый режим для новых стран, то ЕС примет ответные меры. Конечно, это была только одна из капель, которая помогла Америке поменять свою позицию. Три года назад по моей инициативе была организована поездка группы парламентариев в Калининградскую область. После этой поездки решились многие вопросы. Например, проблема известной платформы Д-6 исчезла из нашего распорядка, русские подписали договор о совместных спасательных работах в случае аварии. Сдвинулся вопрос о демаркации границы - я не говорю, что наша поездка стала решающим шагом для этого, конечно, работали и другие, но это была одна из мер, которая помогла', - добавил Юстас Палецкис.

Без информации будем отставать

Впрочем, кое в чем оппоненты из разных комитетов сходятся. По словам Юстаса Палецкиса, в Литве действительно практически ничего не знают про итоги пятилетней работы Европарламента.

'Страна, которая не интересуется тем, что происходит за ее пределами, будет отстающей страной. Я всегда ставлю в пример Эстонию, которая меньше по населению в два раза, чем мы, но тиражи газет у них больше, тиражи книг у них больше. Страна, которая больше открыта и для Евросоюза, и для всего мира - она будет более успешной. А виноваты в том, что в Литве нехватка информации и общество, и журналисты, и парламентарии. Нужно интересоваться. Ведь сейчас еще Европарламент не имеет очень больших полномочий, но когда будет принят Лиссабонский договор, Европарламент сможет останавливать множество важнейших решений национальных парламентов', - заключил политик.

По его словам, незнание процессов в Евросоюзе может привести Литву буквально к катастрофе. Впрочем, то, что наша страна стоит особняком от остальной Европы, видно невооруженным глазом по экономической ситуации в старых странах ЕС - оказалось, что для простых граждан той же Франции экономический кризис всего лишь слово, о котором все слышали, но на себе практически не почувствовали.

Обсудить публикацию на форуме

______________

Литва - черная дыра ("Литовский курьер", Литва)

Литва? А это где? ("Литовский курьер", Литва)