Российский премьер-министр Владимир Путин сталкивается с самыми мощными и продолжительными едва ли не за десятилетний период протестами на местах против его руководства. Начавшиеся на Дальнем Востоке демонстрации сегодня быстро распространяются по регионам России.
За последние пять месяцев водители из дальневосточных городов тихоокеанского побережья России Владивостока и Хабаровска провели целую серию митингов и демонстраций, о которых очень мало сообщалось в средствах массовой информации. Причиной тому стало принятое в декабре Кремлем решение о повышении ввозных пошлин на подержанные японские автомобили. Продажа и обслуживание японских машин это масштабный бизнес, и диктат Путина вызвал волну протестов. Вместо того, чтобы убедить местное население покупать неуклюжие "лады", такие волевые решения вызвали недовольство действиями Москвы, находящейся на удалении шести тысяч километров и девяти часовых поясов.
"Это просто кучка засранцев", - резко заявляет Рома Бутов, стоя на солнце возле длинного ряда непроданных "ниссанов". Отвечая на вопрос о том, что он думает о российском руководстве, он говорит: "Путин плохой. [Президент Дмитрий] Медведев плохой. Мы их здесь на Дальнем Востоке не любим".
33-летний Бутов и его 25-летний брат Стас продают автомашины в находящемся неподалеку от китайской границы городе Хабаровске. Их пыльная стоянка на краю города заполнена подержанными иномарками из Японии, среди которых седаны, внедорожники и даже ярко-красная пожарная машина. Здесь все ездят на японских моделях.
Новый закон Путин об импорте был призван поддержать увядающий российский автопром, который очень серьезно пострадал от мирового экономического кризиса. Похоже, закон этот не сработал. Тем временем, заводы и фабрики в других районах России разоряются, увеличивая уровень безработицы, вызывая падение уровня жизни, а также спад ВВП в стране - в пределах 9,5 процента только за первый квартал текущего года.
Начавшиеся во Владивостоке волнения сейчас распространяются и на европейскую часть России. В прошлый вторник 500 жителей небольшого провинциального городка Пикалево перекрыли ведущую в Санкт-Петербург федеральную автотрассу на участке, находящемся примерно в 270 километрах от этого города. Они поступили так после того, как закрылся местный цементный завод, в результате чего примерно две с половиной тысячи людей остались без работы. Закрылись также и два других завода в городе. Протестующие потребовали выплаты задолженности по зарплате и забаррикадировали своего мэра, заявив, что у них не осталось денег на покупку продуктов питания. Они отказались оплачивать коммунальные услуги, из-за чего власти отключили горячую воду. После этого жители вышли на улицы, требуя вернуть им работу.
В четверг в Пикалево приехал Путин и устроил беспрецедентный разнос олигарху Олегу Дерипаске. Он бросил ему ручку и приказал подписать контракт о возобновлении производства на находящемся в Пикалево заводе "Базэлцемент". Он также объявил, что правительство выделит 850000 фунтов стерлингов на погашение долгов по зарплате перед местными работниками. "Вы сделали заложниками своих амбиций, непрофессионализма, а может, и просто жадности, тысячи людей", - негодующе заявил Путин Дерипаске и другим владельцам местных предприятий. Но Дерипаска закрыл свой завод вынужденно, у него не было иного выбора, поскольку строительная отрасль России в настоящее время фактически остановилась.
На всей территории недовольной провинциальной России Путину грозит самый мощный шквал беспорядков и волнений в обществе с того момента, как он в 2000 году стал президентом. В последнее десятилетие простые россияне мирились с ограничением свобод в обмен на рост собственного благополучия. Однако сейчас общественный договор путинской эпохи терпит крах, и разочарованные россияне, как и в 90-е годы, выходят на улицы, вновь ощущая потребность в выражении протеста.
События прошлой недели в Пикалево создали опасный прецедент для остальных 500-700 моногородов России, которые живут за счет одного-единственного предприятия. Когда заводы становятся банкротами, жители этих городов лишаются средств к существованию. Кажется, что единственный выход - организация демонстраций. А это вызывает дурное предчувствие дестабилизации и общественных беспорядков на всей территории самой большой страны мира.
Самый большой конфуз для Кремля заключался в том, что последние демонстрации состоялись совсем недалеко от места проведения экономического форума в Санкт-Петербурге. Это международное мероприятие проводится ежегодно, и его цель - показать экономическую мощь России и ее возрождение в качестве мировой державы. Но на протяжении десятилетия высоких нефтяных цен, которые сохранялись до лета прошлого года, Россия мало сделала для вложения средств в свою инфраструктуру или для оказания помощи своим отсталым и хронически бедным регионам.
Волнения начались в декабре прошлого года, когда во Владивостоке собрались на митинг тысячи людей, протестуя против нового закона о пошлинах на автомашины. Чтобы подавить протесты, Кремль, не доверяя местной милиции, направил туда отряды милиции особого назначения из Москвы. Милиция арестовала десятки участников демонстраций, и даже избила фотографа из Японии. В Хабаровске около 2000 водителей устроили собственный шумный протест: они колонной автомашин с включенными и мигающими фарами проехали до железнодорожного вокзала. Протестующие притащили на свой митинг машину "Жигули", украсив ее лозунгом "Подарок от Путина". Они расписались на ней, а затем бросили возле местной штаб-квартиры путинской партии "Единая Россия".
Среди местных жителей растет недовольство в отношении Москвы. "В России нет демократии. Они много обещали. Но они не слушают", - говорит Бутов. Он добавляет: "Медведев не мой президент. Он никогда не бывал на Дальнем Востоке". Непреклонность Кремля способна спровоцировать отрицательную ответную реакцию, предсказывает Бутов. "Через несколько лет может начаться война между востоком и западом России".
Протесты во Владивостоке продолжаются, демонстранты там регулярно выходят на демонстрации, в том числе, в прошлом месяце. У всех россиян на Дальнем Востоке автомашины с правым рулем, поскольку такие автомобили дешевле, чем леворульные модели, производимые и используемые в европейской части России.
До недавнего времени Кремлю довольно успешно удавалось скрывать масштабы протестов, введя информационную блокаду в СМИ. Но теперь игнорировать демонстрации становится все труднее. В апреле газета "Коммерсант" сообщила, как разгневанные водители призывали запустить Медведева и Путина в космос, в то время как остальные размахивали шутливыми транспарантами "Путлер капут", видимо, сравнивая нынешнего премьера Путина с Гитлером. Власти шутку не оценили и начали расследование.
"Русские очень терпеливый народ, - говорит историк и общественный деятель из Хабаровска Юрий Ефименко, сидя в кафе на берегу реки Амур, которая образует естественную границу между Россией и Китаем, - любви к Кремлю нет, но прежде существовало уважение. Сейчас все ушло". Он добавляет: "Люди более скептически относятся к центральной власти".
По мнению Ефименко, революция России не грозит. Большинство россиян не хочет свергать кремлевскую власть, вместо этого они хотят, чтобы приехал Путин и лично решил их проблемы. Это многовековая модель власти, в которой Путин играет роль милостивого царя. Аналитики полагают, что в России мало шансов на "оранжевую революцию", а также отсутствует заметное стремление к реформам западного образца.
Больше всех от этих протестов выиграли силовики, или бескомпромиссные представители группировки военных и спецслужб, которые выступают за усиление государственного контроля в бизнесе, а также хотят избавиться от остающихся в Кремле либералов. А в проигрыше больше других оказался незадачливый президент Медведев, который может покинуть свой пост, когда в 2012 году закончится его первый срок.
Тем временем, Путин продвигает и рекламирует российскую автомобильную промышленность. На прошлой неделе он сел за руль советской "Волги" - модели "ГАЗ-21", прокатившись на патриархе российской автоиндустрии. Он также выделил кредит в 505 миллионов фунтов стерлингов, чтобы помочь страдающему от кризиса автомобильному предприятию "АвтоВАЗ", которое расположено на Волге.
Однако братья Бутовы единодушны в своей оценке автомашин российского производства. "Это металлолом", - говорит Рома. Он вспоминает, как в прошлом месяце 9 мая власти Хабаровска подарили ветерану войны "Ладу" в честь Дня Победы. "Тот проехал на ней полтора километра, после чего машина сломалась. Он приехал ко мне и спросил, нельзя ли поменять "Ладу" на японскую модель".
___________________________________________________________
Кремль стремится погасить волнения в пострадавшем от кризиса городе ("The Wall Street Journal", США)
Голод, холод и безработица вызывают волнения в российском городке ("The Independent", Великобритания)
Японка гадит ("Европа-Экспресс", Германия)
Продавцы автомобилей идут на баррикады ("Die Tageszeitung", Германия)