Закрыть Америку Виктор Ющенко не предлагает. Видимо понимает, что это невозможно. Одних только автомобилей, обслуживающих американское посольство в Киеве насчитывают более 200 штук. А ведь кроме огромного автопарка, американцев и их программы на Украине обслуживает еще много чего. И закрыть это никак не представляется возможным. Ресурсов не хватит на закрытие. И даже на сокращение, на приведение в божеские рамки американского присутствия Украине не хватит ни президентских ни премьерских ресурсов. Потому вместо Америки ВАЮ приказывает соответствующим службам закрыть Россию. И думает, что это ему будет по плечу.
Так 5 июля президент Виктор Ющенко, отвечая на вопрос о своем отношении к проектам, подобным Дому Москвы в Севастополе (российский культурно-деловой центр, созданный в 2006 году) назвал их 'провокацией против Украины'. Он заявил, что правоохранительным органам стоит проверить деятельность российских гуманитарных и образовательных проектов на соответствие украинскому законодательству. Виктор Ющенко назвал такие проекты недружественными: 'Когда мы говорим о становлении государства, очевидно, против Украины будут десятки проектов, чтобы она не состоялась'. Но ведь не только русские проекты требуют внимания спецслужб, но и деятельность, например, Freedom House или USAID.
Откуда у президента, доедающего в последние дни своего пребывания в Доме с химерами самые последние проценты своего рейтинга, возьмется сила для закрытия России на Украине, пока неясно. Возможно, сила проистечет из морского величия Украины, о котором говорилось президентом в Севастополе на праздновании Дня украинского флота. Солнце там жаркое, может, напекло.
Давно замечено, что от великого до смешного один шаг. От великой армии до смешной на Украине столько же. И этот шаг был сделан ВАЮ в Севастополе. По мнению главнокомандующего, президента Виктора Ющенко в украинской армии нет уважающих себя мужчин. По крайней мере, Виктор Ющенко тех, кто служит в армии по контракту, совсем не уважает. И не находит нужным свое неуважение к ним скрывать. Ющенко: 'При таком финансовом обеспечении ни один мужчина, который себя уважает, служить в украинскую армию (по контракту) не придет'.
Зато президент уважает флот (военный, торговый, рыболовный) и называет Украину морской державой. Великой морской державой. К слову сказать, его СП возглавляет нынче уникальный специалист по флоту. Торговому флоту, по крайней мере. Но и на других флотах (военном, рыболовном) ее бесценный опыт может оказаться очень полезным. В ракурсе украинского морского величия президента. И даже на подводной лодке пригодится. Ну, какое морское величие без подводной лодки? А у нас есть! Или была? Правда, она не ходит ни в подводном, ни в надводном положении, но морскому величию это нисколько не мешает.
Еще Виктор Андреевич установил прямую историческую связь между морскими традициями киевских князей и нынешним флотом Украины. ВАЮ подчеркнул, что 'древний Херсонес был свидетелем зарождения украинских морских традиций, в том числе, морских походов киевских князей и казацких флотоводцев'. (Хорошо, хоть трипольцы не были великие флотоводцы).
Но после такого исторического экскурса президента у тех граждан, которые никогда не интересовались историей самостоятельно, должно было бы сложиться твердое мнение, что морские традиции от киевских князей и казаков были переданы непосредственно нынешнему флотоводцу и главнокомандующему Виктору Ющенко. Через голову Ушакова, Нахимова и даже Крузенштерна, о которых знать совсем не обязательно. Все, что происходило в морской истории (и истории вообще) в промежутке между казаками и Виктором Андреевичем не представляет для него какой-нибудь исторической ценности, и потому не заслуживает нашего с вами внимания. Тем более эта как бы промежуточная между киевскими князьями казаками и Виктором Ющенко история не заслуживает того, чтобы ее изучали в школе.
Только теперь, под его (не будем уточнять каким) руководством, и начался небывалый расцвет украинского флота. О чем прямым текстом президент так и сказал примерно сорока выпускникам морского института: 'Вы приходите на флот во время его небывалого расцвета'. Да, уж. А сколько же будет морских выпускников, когда небывалый расцвет украинского флота закончится, и начнутся будни великой морской державы?
В процессе утверждения морского величия все российские проекты, каковые будут обнаружены на территории Украины, СБУ и другие спецслужбы теперь должны будут срочно проверять 'на соответствие закону'. Какому именно закону должны соответствовать российские проекты, и с каких именно российских проектов нужно начинать в первую очередь - этого президент не уточнял. Не стал, как бы, суживать спецслужбам широкое поле деятельности. Пускай, дескать, сами разбираются.
Сразу два аспекта севастопольской инициативы президента вызывают у нас жгучий гражданский интерес.
Во-первых, а чем, собственно, руководимое президентом СБУ (не будем употреблять эпитеты и художественные образы для описания качества его руководства) занималось до того, как президент дал им указание срочно проверить все российские проекты?
Нет, про голодомор, реабилитацию ОУН-УПА и советскую оккупацию - это мы знаем. Про незаконное прослушивание мы тоже знаем. А чем оно, СБУ, занимается из перечня своих непосредственных обязанностей (которые тоже определены законом) если оно не проверяет работу в стране иностранных государств на соответствие украинским законам? Ждет указаний президента? Вот за полгода окончания президентства Виктора Ющенко (снова воздержимся от эпитетов) наконец-то приходит такое указание. Дождались таки!
ВАЮ вспомнил также, что спецслужбам нужно не только голодомором и советской оккупацией заниматься, но и своими прямыми специфическими обязанностями. Но за четыре с половиной года они уже как бы привыкли к совсем иной специфике своей работы. Переориентировались на историю и идеологию. Теперь что же - снова за старое приниматься?
Но после многочисленных кадровых (не будем говорить погромов) скажем, после неудачной кадровой политики в спецслужбах, там вряд ли кто помнит, чем им на самом деле следует заниматься. Навыки и кадры потеряны. Иных уж нет, а те далече. Вот Тиберия Дурдинца безуспешно разыскивают по всему миру.
И хотя некоторые очень специфические руководители за несколько оранжевых лет сделали под (не будем говорить каким) руководством президента головокружительный карьерный взлет от полковника до генерала армии (в мирное-то время) вряд ли кто возьмется утверждать, что в соизмеримом масштабе улучшилась и работа спецслужб.
И вообще вряд ли кто возьмется утверждать, что там хоть что-то улучшилось. Зато вы найдете много аргументов в пользу того, что там ухудшилось. Взять хотя бы для примера объявленного в безуспешный и бесполезный розыск заместителя главы СБУ. Теперь с тем же успехом они будут искать подозреваемого в зверском убийстве несчастного Олейника кировоградского белосердечного (бывшего) феодала Лозинского.
С другой стороны, если все везде валится, то почему из этого должны быть какие-то исключения. Что должно происходить с силовыми ведомствами, если руководить ими начинают такие специалисты, как Юрий Луценко и Александр Турчинов? Чего вы еще ожидали? И что должно происходить со страной? Не расследуется ни одно громкое, резонансное преступление. Все впадает в оцепенение. Что говорить уже о нерезонансных преступлениях.
Не расследуются странные многострельные самоубийства бывших министров транспорта и внутренних дел. Не расследовано убийство Гонгадзе. До сих пор не найдена его голова. До сих пор не расследовано странное диоксиновое отравление кандидата в президенты Виктора Ющенко. А ведь без диоксина присуждение ему третьего тура было бы мало вероятным. А еще менее вероятным был бы незаконный выигрыш им третьего тура.
На выполнение своих непосредственных обязанностей у СБУ после выполнения заданий по голодомору, советской оккупации, пиара ОУН-УПА (а теперь еще и уголовное дело против Сталина завести приказано - тоже актуально) уже не остается ни финансовых, ни кадровых ресурсов.
И второй жгуче интересующий нас аспект севастопольского целеполагания украинских спецслужб: почему на соответствие закону указано проверять в Украине только российские проекты. Мы, что, к холодной войне с Россией готовимся? Какие у нас есть для этого ресурсы?
Но после жаркого крымского солнца Виктор Ющенко на коллегии ГПУ сообщил собравшемуся в зале цвету правоохранительной системы, что система сгнила. При этом он как-то странно думает, что не имеет к этому загниванию никакого отношения. Что сгнила не та система, которую он формально возглавляет. Он заявил о гниении, как эксперт по гигиене или по морали, как посторонний оценщик, а не как политик, в сферу непосредственной персональной ответственности которого входят и вопросы безопасности страны и вся правоохранительная система.
И когда он сообщает прокурорам, что система сгнила, а потому, дескать, Генеральному прокурору необходимо произвести какие-то кадровые замены, то становится просто смешно.
Во-первых, потому, что прогнившей системе никакие кадровые перестановки уже не помогут.
И, во-вторых, потому, что загнивание этой системы шло под его самым непосредственным руководством. Если можно назвать руководством нудное морализаторство и раздачу поручений правоохранительным органам.
Ющенко даже не подозревает о своей мере ответственности. Он не предлагает никаких системных мер для ликвидации возникшей для страны угрозы. Возможно, он и не усматривает в этом загнивании системы никакой угрозы для страны. Он только видит для себя очередной удобный случай, показать, кто здесь главный.
Ну, кто еще может заставить прокурорского генерала публично глотать жвачку? И что это за генералы, которые жуют жвачку на коллегии, а потом глотают ее от окрика президента? И что это за президент, который унижает своих генералов, заставляя глотать жвачку перед телекамерами? Такое уровень поведения и такое 'руководство' действительно возможно только в окончательно сгнившей системе.
И, наконец, система, руководимая президентом, сгнила не только внутри. Также сгнила и система встраивания страны во внешний мир. Причем, система встраивания во внешний мир сгнила абсолютно по всем направлениям: экономическом, идеологическом и политическом.
Экономическое направление оказалось гнилым по причине произошедшего экономического кризиса, когда вступление в ВТО и прочие элементы глобализации, которые из последних сил внедрялись в Украине, оказались в условиях кризиса не просто бесполезными, но и вредными. В экономическом плане мы просто вынуждены теперь оплачивать издержки чужого по сути кризиса.
А идеологическое и политическое направление оказалось гнилым потому, что оно было ориентировано исключительно на евроатлантическую интеграцию. И, по сути, было ориентировано на обслуживание американских интересов. Главную роль, которую выполняла при этом Украина - это инструмент давления на Россию. Но после внезапного (внезапного для Ющенко) изменения американской внешней политики, произошедшей после прихода в Белый дом новой администрации, антироссийская политики Украины не только стала ненужной, но и вредной для интересов США.
По результатам визита в Москву Барака Хусейновича, стало окончательно понятно (в общем-то, это было понятно уже давно) что антироссийская Украина в изменившихся условиях США совсем не нужна. Барак Обама не заехал на Украину после визита в Москву даже из вежливости. Что ему здесь может быть интересно, если он твердо намерен договориться с Россией по целому ряду жизненно важных для США проблем, которые ему приходится решать в срочном порядке. Получилось так, что нынешняя Украина уже никому не нужна и не интересна.
Россия строит дорогостоящие газопроводы в обход Украины отнюдь не от хорошей жизни, а от невозможности ни о чем договориться со страной третьетуровых президентов. И она уже от отчаянья махнула на нас рукой.
Украина, таким образом, своей воинственной, недоговороспособной позицией наносит России немалый экономический ущерб. Во времена экономического подъема на это можно было бы не очень обращать внимание. Но во время экономического кризиса эта позиция становится очень болезненной для России. И не имея никакой возможности договориться с Украиной, Россия вынуждена договариваться с Америкой.
Что должен делать патриотичный (и просто порядочный) президент, видя, что его политика (пусть даже вполне искренняя) оказалась не просто ошибочной, а катастрофической по своим последствиям для возглавляемой им страны? Видя, что он стал явной помехой для выхода из того глухого тупика, в который и попала страна в результате проводимой им политики?
Патриотичный президент, которому действительно не безразлична судьба государства, за которую он несет прямую и непосредственную ответственность перед Богом и людьми (а еще и перед законом) немедленно подал бы в отставку и объявил бы досрочные выборы, чтобы хоть этим как-то помочь стране. Нет, он будет упорно, до последней возможности придерживаться все той же абсурдной линии поведения, несмотря на ее полное и очевидное банкротство. Как во внутренней, так и во внешней политике. И так еще более полугода.
А мы чего будем ждать? Кто нам поможет, если мы себе сами себе не хотим помочь?
_____________________
Кортик от президента ("Украiна Молода", Украина)
Как избежать 'пост-оранжевой' катастрофы ("Harvard International Review", США)