Рядом с Казахстаном грянули тревожные события. То, что происходит сейчас в Синьцзяне, уже названо 'межэтническими столкновениями'. Такое определение прозвучало из уст официальных китайских чиновников, что говорит о крайней серьезности ситуации и о том, что власти даже этой закрытой и скованной страхом страны не могут сегодня утаить имеющиеся в ней противоречия.
Безусловно, обе стороны конфликта обвиняют во всем друг друга и в эти обвинения верить можно лишь с натяжкой. Пекин говорит о том, что волнения были спровоцированы извне, чуть ли не с помощью Интернета. Как это выглядит на практике, представить себе сложно. Чтобы с помощью он-лайн призывов вывести на улицы тысячи людей и подвигнуть их к погромам и столкновениям - слишком уж все это звучит фантастично.
Наверное, предпосылки к выступлению все же были помимо Интернета и злостных 'зарубежных подстрекателей'. Лидеры уйгурских организаций утверждают, что причиной взрыва послужила планомерная политика этнической и культурной ассимиляции, которую проводят в Синьцзяне китайские власти в отношении национальных меньшинств. А случай на фабрике, когда преследованиям подверглись двое уйгурских рабочих, - лишь искра, от которой вспыхнуло пламя протеста.
Для нас же главным фактом остается то, что рядом с нашими границами еще раз напомнил о себе незатухающий очаг межэтнического конфликта. И в этот конфликт вовлечены две этнические общности, части которых проживают и на территории нашей страны. Из этого следует, что непосредственная опасность для Казахстана всегда существовала и существует буквально под боком. И как к ней относиться, никто в Астане, похоже, толком не знает.
С одной стороны, целью такой структуры, как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), членом которой является Казахстан, является сохранение стабильности в регионе. Одной из угроз этой стабильности в документах ШОС названы экстремизм и сепаратизм. Китайцы и обвиняют уйгурских лидеров в этих проявлениях. С другой стороны, в нынешнем веке сложно сохранить стабильность и гармонию мерами подавления и замалчивания истинного положения вещей в своей стране.
А что на самом деле происходит в Синьцзяне, никто толком не знает. И кому верить, тоже никто не ведает. То есть ограничиться в этой ситуации обтекаемыми дипломатическими заявлениями о необходимости урегулировать конфликт в рамках закона и без кровопролития, это будет очередным проявлением страха и безволия. Об опасности экстремизма, сепаратизма и терроризма говорить, безусловно, надо. Однако сепаратисты, экстремисты и террористы находят благодатную почву там, где есть благоприятные условия. Где зреет гнев от несправедливости, безысходности, жестокости.
В документах ШОС нет упора на то, что правительства стран - членов организации должны делать все, чтобы гармонизировать отношения между своими гражданами, чтобы в этих странах укоренялись демократические принципы управления обществом, чтобы лидеры способствовали упрочению гражданского общества и верховенства закона.
А чтобы развязывать узлы, подобные синьцзянскому, нужно знать, как они завязаны и какие нити в первую очередь нужно 'вытягивать', а какие ни в коем случае пока не трогать. Проще, конечно, обвинить зарубежных подстрекателей и Интернет. Но двадцать лет тому назад, когда пекинские студенты вышли на площадь Тяньаньмынь, Интернета в таком развитии еще не было. И сотни молодых людей отдали свои жизни, протестуя против пекинской политики. И их тоже обвинили в экстремизме.
В разгар сезона отпусков, летней неги и предвкушения отдыха мы вновь, как и в начале августа прошлого года, получили сигнал о том, что живем в мире, где каждое мгновение не прекращается безжалостная борьба за место под Солнцем. Причем в мире, где никто и нигде не сможет укрыться от реальности и мировых проблем. И от этой борьбы.
В мире, в котором Земля крутится не только вокруг того же Солнца, но и вокруг вопроса: кто же ее все-таки создал? И если создал, то с какой целью?
________________________
Рабия Кадыр: Протесты уйгуров носили мирный характер ("Trend News Agency", Азербайджан)
Китай: империя отрицания ("The Financial Times", Великобритания)