Германская история и русская история тесно переплетены между собой, к тому же эта история переменчива. Уже в десятом веке имели место первые контакты между Киевской Русью и королем Оттоном Великим. В средние века немецкие купцы направились на восток, позднее тысячи немцев последовали призыву царицы Екатерины Великой, немки по происхождению. В прошлом веке отношения между этими народами были отмечены ожесточенной борьбой в двух мировых войнах, сталинизмом, разделением Германии и ее объединением.
В будущем - и об этом теперь договорились Германия и Россия - обе страны хотят бросить совместный взгляд на события своей истории. Во время 9-го Петербургского диалога, проходившего в Мюнхене, обе стороны договорились о создании учебника по истории. Немецкие и российские школьники будут знакомиться с историей своих стран по одному и тому же учебнику. Первая встреча историков и преподавателей для обсуждения совместного проекта запланирована на осень этого года.
В качестве примера был взят немецко-французский учебник по истории, который вот уже три года доступен на обоих языках. Пока это единственный пример учебника, подготовленного совместно представителями двух разных государств. Идея состоит в том, чтобы дать возможность взглянуть на исторические события глазами другого человека, что должно оказать помощь в борьбе с предрассудками. В этом учебнике речь идет не только о германско-французской истории, это обычный учебник, в котором исторические события рассматриваются с двух точек зрения.
Экспертам еще только предстоит обсудить вопрос о том, каковым будет содержание немецко-российского учебника. Однако в любом случае отношения между двумя странами будут находиться в центре внимания. Обсуждается вариант, при котором германско-российская история будет сначала представлена по 19-ый век включительно. В заявлении министерства образования федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия, которое берет на себя руководство данного проекта, отмечается, что в случае продолжения проекта можно было бы перейти к более сложному периоду в новейшей истории. Директор Института всеобщей истории Российской Академии наук Александр Чубарьян, возглавляющий проект с российской стороны, отметил, что он хорошо может представить себе учебник, в котором описываются события с 18-го по 20 век. При этом, по его мнению, речь в нем должна идти, соответственно, о германской и российской истории, а также о германско-российских отношениях.
'Обе стороны привнесут в этот проект свой исторический опыт', подчеркнула во время работы Петербургского диалога министр образования земли Северный Рейн-Вестфалия Барбара Зоммер (Barbara Sommer). Министр надеется на то, что в этом учебнике будут сближены немецкое и российское восприятие событий прошлого и их описание. 'Это позволит сделать еще более глубокими связи между двумя странами, а также укрепить дружбу между нашими народами', отметила министр. Она также отдает себе отчет о том, что в этом проекте будут затронуты 'чувствительные темы'. Министр считает, что важно на основе взаимного доверия осмыслять те события, которые 'объединяют, но также и разделяют' оба народа.
Именно 20-ый век станет, скорее всего, предметом споров между историками. Вновь и вновь раздаются критические замечания относительно того, что Россия, мол, затратила большие усилия для внутренней переработки сталинизма, но вместо этого в стране прославляется эпоха сталинского правления. Как раз недавно была образована комиссия по 'Борьбе против фальсификации истории' (речь идет о 'Комиссии при президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России' - прим. переводчика), которая должна следить за тем, чтобы прославлялась роль Советского Союза во Второй мировой войне. Россия, к примеру, представляет себя освободителем прибалтийских государств и Польши во время Второй мировой войны. Однако для этих стран Красная Армия была просто еще одним оккупантом.
При разработке концепции учебника все это не должно превратиться в проблему. Историк Чубарьян считает, что предстоят 'интересные дискуссии', однако он не думает, что будут возникать сложности в ходе работы экспертов.
________________________________
________________________________
Ученые из ФРГ и России призывают власть не вмешиваться в оценку истории ("Deutsche Welle", Германия)