Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Пиар-агентства зарабатывают на российском конфликте

Россия, Южная Осетия и Абхазия используют компании по связям с общественностью для воздействия на западные средства массовой информации.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Об этом можно сказать так: "Кому война, а кому мать родная". Несмотря на глобальную рецессию, отрасль 'по связи с общественностью' по-прежнему зарабатывает деньги на невероятном в прошлом источнике дохода - бывших советских государствах, стремящихся завоевать влияние на Западе.

Об этом можно сказать так: "Кому война, а кому мать родная". Несмотря на глобальную рецессию, отрасль 'по связи с общественностью' по-прежнему зарабатывает деньги на невероятном в прошлом источнике дохода - бывших советских государствах, стремящихся завоевать влияние на Западе. Хотя Россия в этом месяце столкнулась с усиливающейся волной насилия на Кавказе, годовщина российско-грузинского конфликта из-за Южной Осетии и Абхазии прошла относительно мирно. Но пусть стрельбы не было слышно, стороны все равно обменивались громкими заявлениями в рамках сражения, которое может определить будущее самопровозглашенных регионов Южной Осетии и Абхазии. Даже югоосетинское и абхазское правительства прибегли к услугам фирмы по формированию общественного мнения. Это компания Saylor Group, базирующаяся в Пасадене, Калифорния.

Война между Москвой и Тбилиси сегодня ведется в основном в западных средствах массовой информации. В конфликтах прошлого ее могли назвать пропагандой, но сегодня это тщательно координируемая общественная информация, которую препарируют агентства в Лондоне, Вашингтоне и Брюсселе. Три года назад Россия наняла компанию Ketchum, чтобы отполировать свой имидж перед проведением саммита "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге, и с тех пор она продолжает пользоваться услугами этого нью-йоркского пиар-агентства. Когда Москва заключила контракт с западной пиар-фирмой (а для нее это был первый опыт подобного рода), многие увидели в этом признак изменений отношений России с Западом.

У компании Ketchum в этом направлении работает около 50 человек в странах-членах G8. Она также пользуется услугами брюссельского агентства Gplus из состава Omnicom. В Лондоне у Gplus есть субконтракт с агентством Portland, которым руководит пиарщик ?10 во всем мире Тим Аллан (Tim Allan), а также бывший корреспондент Би-Би-Си в Москве Энгус Роксбург (Angus Roxburgh). Правда, главная работа этой компании связана с реализацией стратегии США, отслеживанием сообщений в СМИ и взаимодействием с российским посольством.

Во время конфликта грузины пользовались услугами брюссельского агентства Aspect по руководством выходца из Британии Джеймса Ханта (James Hunt), но затем они переключились на лондонскую фирму Project Associates, где по грузинской тематике работает бывший редактор отдела политической информации Sunday Times Дэвид Крэкнелл (David Cracknell).

Американская прозрачность

Как и с любым подписывающим коммерческий договор клиентом, довольно трудно понять, сколько каждое из государств заплатило пиар-компаниям в Великобритании. Но в США, где фирмы обязаны регистрировать любые контракты с иностранными государствами, картина более прозрачная. Грузия, например, в феврале наняла за 50000 долларов в месяц принадлежащую холдингу WPP компанию Public Strategies, а также вашингтонских стратегов пиар Дэниела Кунина (Daniel Kunin) и Грегори Маниатиса (Gregory Maniatis), которые получат 360000 евро в рамках действующего до конца года контракта. У нее также есть консультанты в Париже.

Русские за последние три года заплатили компании Ketchum и ее филиалу Washington Group как минимум 14 миллионов долларов, плюс еще 5 миллионов долларов лондонской финансовой пиар-компании Gavin Anderson за представление интересов государственного газового гиганта "Газпром".

В последние недели лидеры Южной Осетии и Абхазии также начали заявлять о себе. Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты и президент Абхазии Сергей Багапш совместно написали статью, появившуюся на страницах Guardian. В ней они высказали мнение о том, что Запад потерпел "моральное поражение", отказавшись признать их независимость и постаравшись не замечать действий Грузии. Таким шагом они, похоже, попытались сказать миру, что их регионы не просто пешки в чужом территориальном споре, а реальные географические места со своей историей и культурой. Они платят компании Saylor, которая ранее работала на правительства ряда стран, включая Эфиопию и Дубаи, ежемесячный гонорар в 30000 долларов (бывший старший редактор Los Angeles Times Марк Сэйлор (Mark Saylor) получает до 550 долларов в час). В появившемся недавно сообщении делается предположение, что счет оплачивает Кремль, хотя обе страны такое утверждение опровергли.

"Грузия наняла целую армию западных пиар-компаний, чтобы международные дебаты по поводу будущего нашего региона изображались исключительно как борьба между Грузией и Россией", - говорит официальный представитель Абхазии Кристиан Бжания.

В сообщениях того периода давались оценки о том, что Грузия во время прошлогоднего конфликта выиграла пиар-битву "за умы", позиционировав себя в качестве отважной прозападной страны, борющейся против империалистической России. Один работающий в Москве журналист говорит, что репортеры получали по 30 почтовых сообщений в день, а также текстовые сообщения о последних "зверствах" русских. Представителей СМИ приглашали посетить места обстрелов в Гори, вину за которые возложили на русских. Грузинский президент Михаил Саакашвили, обычно появляющийся на экранах на фоне флага Евросоюза, принимал телефонные звонки от представителей иностранных средств массовой информации, а также писал заметки в Wall Street Journal.

Россия сделала довольно мало в рамках ухаживания за СМИ. "Грузины проводили пиар-акции на местах и прекрасно справились с этой работой, заручившись симпатиями и поддержкой западных стран вне зависимости от реальных фактов", - заявил один источник, назвавший грузинскую пиар-кампанию во время конфликта "уникальной". Питер Уилби (Peter Wilby) так написал об этом в Guardian во время конфликта: "Короткая война на Кавказе стала классическим примером ситуации, описанной в книге Ника Дэвиса (Nick Davies) "Flat Earth News" (Новости плоской Земли). Большинство газет не знало, что там происходит на самом деле, и не имело достаточных ресурсов, чтобы выяснить это. Поэтому грамотно организованный пиар пользовался большим спросом".

Самый громкий голос

Грузия продолжает говорить громче всех. Как и многие в его правительстве, Саакашвили получил образование на Западе и хорошо владеет английским языком. Его называют человеком, "разбирающимся в СМИ", и понимающим, как надо вести себя со свободной прессой, несмотря на заявления о ее жестоком подавлении внутри Грузии. По словам журналистов, он весьма доступен для средств массовой информации в Тбилиси.

Ни одно из упомянутых пиар-агентств не захотело обсуждать свои взаимоотношения с клиентами. Но грузины, которые зависят от американской и европейской помощи и поддержки, конечно же, больше всех могут выиграть, если будут переманивать на свою сторону общественное мнение Запада. Один из представителей пиар-индустрии так говорит по этому поводу: "В противостоянии России и Грузии Грузия выигрывает. Это неизбежно. У них подход такой: как можно чаще использовать фамилии Саакашвили и Путин в одном предложении. Как Путин ненавидит его, как он хочет повесить его за яйца. Это пиар на 101 процент. Добро против зла. Маленький против большого. Свободолюбивая страна против бандитской России. Грузию представляют этаким демократическим рыцарем в белых одеждах, который останавливает Россию. Они действуют так с самого первого дня".

Свою роль сыграла и "реалполитик". "В советские времена никому до этого и дела не было, но сейчас экономики гораздо больше взаимосвязаны, и поэтому крайне важно иметь более широкую аудиторию, чтобы скармливать ей такие истории. Элита на Западе сейчас совершенно по-иному смотрит на то, как будет складываться жизнь в этих регионах".

В первую годовщину конфликта русские не очень повышали свой голос. Насколько известно, роль Ketchum заключается в основном в обеспечении доступа к ключевым российским фигурам и в предоставлении рекомендаций. В список деятельности компании за прошедшие полгода входит организация интервью путинского пресс-атташе Дмитрия Пескова, статьи в СМИ, включая такие издания, как New York Times и Washington Post, публикация писем о газовом споре с Украиной и ответы на просьбы об организации интервью с Дмитрием Медведевым накануне саммита с Бараком Обамой.

Похоже, что русские проявляют наибольшую активность и инициативу, когда возникают проблемы коммерческого характера, такие как газовый спор с Украиной. Однако они не всегда следуют советам, и их подходы напоминают старые советские времена, что продемонстрировала явно неуклюжая попытка заблокировать грузинского блоггера, приведшая несколько недель назад к выходу из строя всей сети Facebook. Один из обозревателей в этой связи отмечает: "Пиар в России это не главное для того, чтобы стать активным политиком. Раньше они пытались отстаивать свои позиции через дипломатические каналы, но сейчас дипломатия настолько сильно связана со СМИ, что они начинают понимать: пресса здесь более важна".

Либо, как заявил в прошлом году один кремлевский представитель: "Мы ведем себя как школьники, когда речь заходит об использовании СМИ. Но мы учимся".

___________________________________________________________

Обеляя российских олигархов ("The Observer", Великобритания)

Кремль создает комиссию по улучшению имиджа России ("The Wall Street Journal", США)

Обсудить публикацию на форуме