В феврале этого года правительство сняло с рассмотрения в парламенте договоры о строительстве радара американской системы противоракетной обороны. Тогдашний премьер Тополанек прокомментировал это так, что, мол, все равно нет смысла продолжать обсуждать эти международные документы, так как для того, чтобы их принять, в палате депутатов нет достаточной поддержки. Однако любое правительство по любым причинам и поводам может вновь предложить к рассмотрению эти договоры и попросить согласие или несогласие парламента.
Если вы внимательно следили за 'судьбой' американского радара в Чешской Республике, то вы уже, наверное, заметили, что все это очень похоже на типичный отвлекающий маневр или даже на стратегическую игру, суть которой заключается не в строительстве конкретного военного объекта в Брдех, а совсем в другом.
В отношении размещения дорогой с политической точки зрения системы вооружения (дорогой, поскольку необходимо справиться с недовольством граждан) Чехия постоянно заявляет, что готова взять на себя все проблемы и трудности, чтобы большая часть европейских стран, входящих и не входящих в НАТО, не опасалась возможной угрозы.
Благодаря этому проекту, игре в радар, часть представителей исполнительной власти Чешской Республики получает еще один повод стать весомее и важнее, ведь это они, лично или в сотрудничестве с другими, теперь отвечают за проект, который сделает страну уважаемым стратегическим партнером на сегодня единственной мировой сверхдержавы. Поэтому они и ратуют за радар.
США, конечно, с радостью бы заштриховали на карте новые участки, отметив, таким образом, свои военные базы. В этом, в общем-то, нет ничего удивительного, и это не назовешь коварством или злодейством. Центральная Европа, безусловно, представляет интерес для США, это стратегически ценная территория. И даже если бы, в конце концов, с радаром ничего не получилось и к реализации проекта даже и не приступили, сам процесс переговоров и подписания договоров с Чехией стал бы явным сигналом того, что США подступается к этой части Европы. Здесь важно дать понять другим, что ты хочешь, и это уже отчасти позволяет заштриховать на карте Европы новые территории - страны, которые являются твоими стратегическими военными партнерами. Поэтому 'возможную будущую прибыль' для стратегических интересов США стоило уже просто обозначить договорами о радаре, даже в том случае, если априорная вероятность строительства радара на территории Чехии была (есть) невелика. Дело было, по сути, в подписании договора, а вовсе не в строительстве радара.
И для России постепенное, очень постепенное и неспешное появление элементов противоракетной обороны США в Чехии и Польше - очень выгодный проект. Он позволяет в оптимальных пропорциях и количествах, так, чтобы от страны не отвернулись западные торговые партнеры, и чтобы в то же время не выглядеть слишком маргинальной и незначительной, демонстрировать свою стратегическую и военную мощь и показывать, что Россия не позволит загнать себя в угол. Итак, в ход идут резкие высказывания генералов и дипломатов, приостановление Договора об обычных вооруженных силах в Европе, расширение собственной ракетной системы в Калининградской области, возобновление патрульных полетов ядерных бомбардировщиков на границе и так далее.
Крупным странам-членам Евросоюза эта игра в радар дает исключительную возможность указать Чехии, маленькому государству Центральной Европы, на ее беспомощность и неспособность провести решение своего правительства из-за несогласия других. Кроме того, влиятельные европейские страны таким образом, хоть и не на прямую, могут свести счеты и с США: без их согласия никакая американская система противоракетной обороны в Центральной Европе появиться не может. По крайне мере эти страны могут говорить, что их сильное внешнеполитическое влияние сказывается на положении дел в этом вопросе.
В таком сплетении частных интересов слова требуют и те, кто хочет обратить внимание на нечто принципиальное: большинство граждан Чешской Республики все никак не одобрят радар. Это, конечно, не означает победу какой-то иной концепции стратегической обороны Чехии. Мотивы и сила несогласия граждан сегодня сильно отличаются от мотивов и силы защитников радара.
Михал Петржик является советником президента Чешской Республики
__________________________________________________________
Радаров никогда не бывает достаточно ("Literarky v siti", Чехия)
США рассматривают альтернативы противоракетному щиту ("The New York Times", США)