Госдума Российской Федерации приняла в первом чтении поправки в закон "Об обороне". Инициированные Дмитрием Медведевым изменения, анонс которых в Украине получили вместе со скандальным посланием российского президента к украинской власти, позволяют Москве активно использовать вооруженные силы за пределами России.
В Украине указанный закон не без основания расценивают как угрожающий нашей безопасности. Ведь поправки, в частности, предусматривают, что "формирования вооруженных сил России могут оперативно использовать за пределами территории России для отражения нападения на вооруженные силы РФ или другие войска, дислоцированные за пределами территории РФ".
Также их могут использовать для отражения или предотвращения агрессии против другого государства, для защиты граждан РФ за рубежом, для борьбы с пиратством и в целях обеспечения безопасности судоходства. В этом контексте часто упоминается российско-грузинский конфликт и украинский Крым. Как неоднократно заявляли украинские политики, на полуострове половина граждан имеют российские паспорта, так что если Россия захочет "защитить их от агрессии украинской власти", то теперь она имеет для этого законные основания.
День принятия законопроекта в России украинский Президент тоже посвятил военным вопросам: подписал указ о проверке организации территориальной обороны Украины. Инспекционная комиссия по проверке организации территориальной обороны Украины проверят обороноспособность с 15 по 30 сентября и по итогам проверки должна подготовить выводы и предложения для доклада гаранту. Вместе с тем окружение Виктора Ющенко всячески отрицает, что этот указ стал ответом на решение Думы РФ. Мол, документ является плановым, а его подписание в день, когда состоялось голосование в Думе, - совпадение.
О вероятных последствиях принятия российского закона для Украины, ответную реакцию украинского Президента и состояние обороноспособности нашего государства - в беседе с военными экспертами: директором программ политического анализа и безопасности Международного центра перспективных исследований Виктором Чумаком и директором военных программ Центра Разумкова Николаем Сунгуровским.
- На прошлой неделе Госдума России приняла в первом чтении изменения в Закон "Об обороне". Что эти изменения будут означать для Украины?
Виктор Чумак: Напрямую эти изменения не означают ничего. Однако они позволяют использовать российскую армию за рубежом в случае возникновения определенных обстоятельств, которые, собственно, прописаны в этом документе. Что касается Украины, то те основания, которые упомянуты в законе, несомненно, могут здесь возникнуть. Речь, прежде всего, о Крыме. Однако процедура применения этого закона достаточно сложная (решение принимает не один человек), поэтому он ничем нашему государству не угрожает. Это, так сказать, легитимизация использования вооруженных сил за рубежом. Очень многие страны имеют такие законы, ну, и Россия себе тоже его написала. Дело в том, что, если будет решено использовать вооруженные силы против какого-либо государства, нет особого значения: есть закон или его нет.
Николай Сунгуровский: Для Украины эти изменения означают повышенное внимание к поведению северного соседа. И теоретически эта угроза реальна. Среди тех условий, которые сделают такую возможность чисто теоретической и маловероятной, - и выборы, и ситуация в Крыму, и отношения с нашими западными партнерами. Однако, если совокупность этих факторов станет такой, что, по мнению России, решить вопрос можно будет исключительно применив вооруженные силы, тогда ситуация станет реальной. Хотя такая вероятность существует, но небольшая.
- Кое-кто из экспертов считает, что такой закон является одним из элементов давления на избирательный процесс в Украине. Вы согласны?
Виктор Чумак: На избирательный процесс так или иначе будет влиять все, что коснется Украины и России. Однако, опять же, не сказал бы, что этот закон напрямую связан с выборами. Правда, опосредованно, безусловно, это является попыткой давления, возможностью показать, что Россия может при определенных условиях применить вооруженные силы. Могут ли такие условия возникнуть в Украине? Этот вопрос уже, так сказать, к "сценаристам" таких сюжетов. Об эффективности таких попыток, речи здесь не идет. Если бы поставили вопрос, усвоила Россия уроки 2004 года, то сказал бы: скорее нет. Об этом можно говорить после обращения Дмитрия Медведева к украинскому народу, которое четко свидетельствует, что РФ начинает наступать на те же грабли, что и в 2004-м. Любое "поигрывание мускулами" в самой России всегда будут воспринимать как подтверждение силы государства. И такие выступления, и такие законы имеют определенное влияние на окружение Российской Федерации, однако в большей степени они влияют на ситуацию в этой стране и направлены на демонстрацию собственным гражданам силы и прочности государства.
Николай Сунгуровский: Повторю тезис о том, что Россия никогда не гоняется за одним зайцем. То есть в том числе - да, в Украине происходит определенное форматирование предвыборного процесса. Однако такое давление будет эффективным тогда, когда украинские граждане увидят неэффективность своей власти.
- В тот же день Виктор Ющенко подписал указ о проверке организации территориальной обороноспособности Украины. Это называют совпадением ...
Виктор Чумак: Если это совпадение, то очень срежиссированное по времени. Хотя не думаю, что российский закон напрямую повлиял на подписание нашего указа. Возможно, этот документ уже был готов к подписанию, возможно, он был запланирован ... Однако даже если это совпадение, то оно не будет иметь особого значения. Это шаг, который можно считать пиар-ходом в наших избирательных гонках.
Николая Сунгуровский: Думаю, что это искусственное совпадение. Потому что такие вещи, как правило, планируют ежегодно. Это нормальное явление. А то, что такая вещь появилась после российского демарша, не называл бы совпадением. Это скорее неумелая информационная борьба с нашей стороны.
- Теперь различные службы проверяют обороноспособность Украины. Как вы можете ее охарактеризовать?
Виктор Чумак: Как условную. К сожалению, Украина на сегодня условно обороноспособна. Потому что, по сути, в этом году мы имеем один из самых маленьких военных бюджетов. Не тратя средств на армию, на вооружение, нельзя говорить о том, что она будет абсолютно надежной и обороноспособной. Поэтому обороноспособность, безусловно, существует, однако на недостаточно высоком уровне.
Николай Сунгуровский: Назвал бы нашу армию ограничено способной. Она способна локализовать конфликт низкой интенсивности, но не способна вести нормальные боевые действия в условиях конфликта средней и большой интенсивности. И причина не только в недостаточном финансировании, но и в промахах проведения реформирования. Недофинансирование является следствием неумелого управления, а не наоборот.
_________________________________________________________
Госдума начала с отражения агрессии ("Radio Free Europe / Radio Liberty", США)
Россия закладывает правовой фундамент агрессии ("Geopolitika", Литва)