Отношения с Россией сегодня, безусловно, является приоритетной внешнеполитической темой и для украинской элиты, и для широких слоев общества. Трудно найти людей, которые были бы вполне удовлетворены состоянием этих отношений. Такая же ситуация наблюдается и в России. Ни один теле- или радиоэфир, ни одна публикация в прессе, которые посвящены 'украинской теме', не остается без повышенного общественного внимания. И в Киеве, и в Москве точно существует полный консенсус по одному вопросу - двусторонние отношения необходимо выводить из кризисного состояния. Принципиальная разница заключается только в том, что украинская сторона считает более целесообразным думать над вопросом 'Что делать?', а в Москве часто предпочитают вопрос 'Кто виноват?'.
На сегодняшний день уже есть веские основания утверждать, что нижнюю точку в наших отношениях мы прошли летом этого года. В течение последнего месяца состоялся ряд важных событий, которые укладываются в позитивный тренд. В конце августа в рамках авиасалона 'МАКС-2009' было подписано соглашение о возвращении РФ к совместной с Украиной работе над доведением военно-транспортного самолета Ан-70 и его гражданской версии к готовности для запуска в серийное производство. Этот проект имеет нерядовое значение для авиационных предприятий обеих стран, поскольку позволяет не только обеспечить собственные потребности уникальной по характеристикам машиной, но и побороться за достойное место на международном рынке транспортных самолетов. Долгое время по различным причинам Россия уклонялась от полноценного участия в проекте. Возвращение РФ к нему стало возможным благодаря принципиальному решению руководства российского правительства, которое засвидетельствовало, что в условиях финансово-экономического кризиса Москва системно будет работать над сохранением существующих и созданием новых кооперационных связей с украинскими предприятиями и КБ в высокотехнологических отраслях. Обе страны довольно сильно технологически отстали от стран-лидеров. При этом в Украине и России еще есть в отдельных секторах наработки, которые позволяют нам на равных конкурировать с американскими, европейскими, дальневосточными производителями. Но в большинстве случаев успех в такой конкуренции требует украинско-российского взаимодействия. И необходимо всячески приветствовать, что в РФ решили не приносить пользу от такого сотрудничества в жертву изменчивой политической конъюнктуре. Таким образом, в этих вопросах нам удалось за последний период достичь даже большего прогресса, чем было возможно в условиях лучшего политического диалога.
Успешно развивается межведомственное взаимодействие. Два визита министра экономики Украины Богдана Данилишина в Москву в течение тридцати дней показали, что политические недоразумения не слишком мешают диалогу по практическим вопросам, которые волнуют предпринимателей и наемных работников двух стран. Особое значение будет иметь запланированная на 6-7 октября этого года в Харькове встреча руководителей внешнеполитических ведомств Украины и РФ Владимира Хандогия и Сергея Лаврова по проблематике межрегионального сотрудничества. Именно регионы, особенно пограничные, больше всего заинтересованы во взаимодействии. Торгово-экономические, социальные, гуманитарные связи между ними служат надежным фундаментом для отношений и на межгосударственном уровне. Межрегиональное сотрудничество являет собой прекрасный пример того, как политические разногласия можно отодвинуть на второй план ради разрешения практических вопросов в интересах простых украинцев и россиян. Проведенная Послом Украины в РФ Константином Грищенко в июле этого года поездка по пограничным с Украиной российским регионам показала, что в так называемой российской глубинке часто есть большие возможности для украинских предпринимателей и инвесторов, чем в Москве или Санкт-Петербурге. На местном уровне политические противоречия между двумя столицами почти не чувствуются, и как рядовые россияне, так и руководители регионов к Украине относятся не только с симпатией, но и с интересом. И говорить с украинскими партнерами там желают не о НАТО или Черноморском флоте, а об упрощении процедуры пересечения границы и развитии еврорегионов 'Слобожанщина', 'Ярославна' и 'Днепр'.
Таким образом, отношения между Украиной и Российской Федерацией развиваются более конструктивно и динамично, чем можно представить, если смотреть на них исключительно через призму сюжетов и публикаций в СМИ. Другое дело, что отталкивание от дна не означает достижения приемлемого уровня, который бы позволял полностью раскрыть потенциал двустороннего сотрудничества. Нужно осознавать, что есть вопросы, по которым компромисс достичь или вообще невозможно, или очень трудно. Если в России еще есть силы, которые не готовы воспринимать Украину как полноценно суверенное государство, которое имеет право самостоятельно определять свою политику безопасности, внешнюю, языковую, гуманитарную политику, то по этой теме какие-либо компромиссы со стороны Киева в принципе исключаются. Равноправие, уважение к суверенитету и территориальной целостности друг друга, четкое разграничение между советами и навязыванием собственного мнения - все эти принципы должны лежать в самой основе украинско-российского сотрудничества. Москва долгое время добивалась их соблюдения в диалоге с Западом и поэтому должна с пониманием относиться к соответствующим интересам Киева. Только научившись окончательно воспринимать друг друга в качестве отдельных субъектов международных отношений, хотя и связанных исторически, экономически, гуманитарно, мы сможем избавиться от многих комплексов и значительно снизить влияние эмоциональной составляющей на двусторонний диалог. Скажем, подобный путь прошли Чехия и Словакия, Дания и Исландия, Великобритания и Ирландия.
Официальный Киев выступает скорее за восстановление полноценного политического диалога на всех уровнях. Это не означает, что Украина будет выносить первыми вопросами двусторонней повестки дня самые спорные вопросы. Просто по многим темам существенные сдвиги в принципе невозможны без контактов глав государств. Причем к такому диалогу мы готовы без каких-либо предварительных условий, поскольку считаем: если между сторонами есть непонимание и расхождение в позициях, то снимать их надо при помощи прямых встреч, а не через телеэкран.
_________________
Россия играет мускулами ("Львiвська газета", Украина)
Балансируя над пропастью: как прекратить театр абсурда в украинской внешней политике? ("Зеркало Недели", Украина)