Йозеф Швейк, простоватый и добродушный солдат, созданный чешским писателем Ярославом Гашеком после Первой Мировой Войны, мог бы приехать в Москву и часами находиться у многочисленных ларьков и киосков российской столицы, любуясь огромным количеством выставленных там сортов пива. Он мог бы даже с ними поговорить. Они похожии на музейные витрины, где выставлены бутылки и жестяные банки различных марок, различной крепости и всех мыслимых цветов. Поклясться не могу, но у меня такое ощущение, что однажды я даже слышал, как они переговариваются между собой.
Вот утренняя зарисовка Москвы в любой из рабочих дней. В нескончаемом потоке люди снуют туда и обратно, направляются к метро, ждут автобуса, садятся на трамвай. Чуть немногим более семи, может быть восемь или девять. Неважно, лето или зима... Многие держат в руках бутылку или банку пива, потягивая его по дороге на работу.
Как будто хмель или солод по вкусу лучше конфет. В киосках продаются, бутерброды, лёгкие закуски, пирожки, жвачка, хрустящий картофель, а также и пиво и другие лёгкие алкогольные напитки. Они везде, они находятся на расстоянии вытянутой руки, милости просим всех, у кого есть хоть несколько рублей в кармане. Киоски и ларьки – неотъемлемая часть этого города, они открыты до глубокой ночи, некоторые работают круглосуточно. Пивоваренные заботы реализуют здесь до 25% своей продукции.
Но с этим будет покончено. Российское правительство намерено запретить в среднесрочной перспективе продажу пива и иных алкогольных напитков вне продуктовых магазинов и супермаркетов, да и в них, возможно, также запретить продажу в ночные часы.
Эти меры являются частью кампании, заявленной российским президентом Дмитрием Медведевым в его программной статье «Вперёд, Россия!» и направленной на избавление страны от наиболее опасных социальных бед. Среди них в первую очередь стоит упомянуть алкологолизм, унёсший, согласно официальным источникам, два с половиной миллиона человеческих жизней, и табакокурение.
Новую кампанию сравнивают здесь с сухим законом Горбачёва второй половины 80-х годов прошлого века. Хотя нынешнюю ситуацию даже отдалённо нельзя сравнивать с тогдашней, тем не менее, похоже, что дни продажи пива в киосках и ларьках сочтены. Если верить прогнозам политиков, Швейкам придётся отправиться в бары или наслаждаться пивом где-нибудь в гостях или у себя дома. А наслаждаться долго вряд ли удастся, поскольку во времена кризиса власти вполне могут взять да и поднять налоги на пиво. Другого выхода просто нет. Я думаю, что бравый солдат Швейк, который был отнюдь не дурак, а расуждал здраво, одобрил бы такую меру.