Как заявил председатель Москомнаследия Валерий Шевчук, его ведомство до сих пор не получило от руководства столичного метрополитена документацию на реставрационные работы, осуществленные на станции "Курская", где появилась надпись, прославляющая Сталина.
"Курская" признана памятником истории и архитектуры, поэтому все работы на ней должны согласовываться с Москомнаследием, а оно соответствующего разрешения не давало.
На сегодняшний день выявленными объектами культурного наследия признаны 44 станции московского метро. "Курская" - в их числе. Это, по словам Валерия Шевчука, означает следующее:
- Любые работы на этих станциях должны вестись в соответствии с требованиями, которые предъявляются к ним как к памятникам истории культуры. К сожалению, на протяжении последних двух лет руководство московского метрополитена занимает активную позицию сопротивления оформлению необходимой охранной документации. Нами сейчас готовятся материалы, которые будут направлены в прокуратуру - для понуждения к оформлению в рамках действующего законодательства охранных обязательств на все станции метрополитена.
Так что "Курская" не одинока. Но работы на ней вызвали широкий общественный резонанс из-за строчки старого гимна - "нас вырастил Сталин на верность народу" и далее по тексту. Между прочим, и шрифт, и размещение текста совсем иные, чем были в свое время. Так что, помимо сомнительности самой затеи, никакая это не реставрация. И Валерий Шевчук ответственность за нее нести отказывается:
- Работы на этой станции велись с начала этого года без соответствующего реставрационного проекта. Лишь в сентябре, поняв, что ситуация может развернуться достаточно радикальным образом, они заказали реставрационный проект у компании "Арса". После чего появился усеченный проект реставрации, который направлен к нам был всего лишь несколько недель назад - после нашего требования.
Что выяснилось? В этом проекте реставрации, который был направлен в Москомнаследие, никакой информации относительно той надписи, о которой сегодня в прессе развернута широкая дискуссия, нет. Позиция Москомнаследия основывается на законе. Любой проект реставрации должен быть подвергнут историко-культурной экспертизе. Эксперты должны заявить свою позицию, которая либо будет принята органом по охране памятников, либо она будет отклонена. Так вот, мы направили в адрес метрополитена соответствующую информацию для того, чтобы они представили нам все необходимые документы. Сейчас, к сожалению, эти документы пока не представлены. В случае затяжки времени, мы будем принимать те меры, которые предусмотрены действующим законодательством об охране культурного наследия.
Профессор МАРХИ Наталия Душкина, один из самых авторитетных российских историков архитектуры, в эфире Радио Свобода прокомментировала сложившуюся ситуацию так:
- Проблема в том, что до сих пор метрополитен и его начальник не подписывают охранные обязательства. То есть, станции на бумаге являются памятниками и по значимости своей они являются памятниками не просто регионального значения, какими они числятся, а большинство из них - международного уровня. Но на большинстве станций с 30-х - 50-х годов идут, как мы видим, работы главным образом по реконструкции. Редко употребляется слово "реставрация".
Если обратиться к ситуации на "Курской", где произошла вся эта история с надписью, то начальство метрополитена говорит: мы делаем реставрацию, мы реставрируем то, что было. Но я бы хотела отметить, что как раз точной научной реставрации на станциях метро не производится. Стремительно уходит такое понятие, как подлинность, потому что меняется облицовочный материал. Примеров масса - вплоть до замены полудрагоценного материала родонита на "Маяковской". Уходят уникальные детали 30-х годов - это проекты кассовых стоек, прекрасная деревянная столярка. Совсем недавно на станции "Красные ворота", построенной по проекту архитектора Фомина, все деревянные двери старой работы были заменены металлическими дверями серого цвета. Они выглядят как ужасные заплаты на темно-красном фоне станции.
По мнению Наталии Душкиной, такие элементы хай-тека резко снижают художественную ценность старых станций.