В Европе отмечается столетний юбилей «Русских сезонов». В Лондоне, Мюнхене и Монако уже прошли выставки, посвященные этой одной из самых невероятных и удачных «художественных авантюр» XX века. 24 ноября в Национальной библиотеке Парижа откроется выставка посвященная юбилею «Русских сезонов».
В мае-июне 1909 года в парижском театре Шатле прошел первый сезон дягилевской антрепризы «Русские сезоны». Сто лет тому назад лучшие танцовщики Санкт-Петербургской Мариинки показали искушенному парижском зрителю свое искусство. Сейчас спектаклями и выставками в Европе отмечается юбилей этой уникальной «странствующей» компании, оказавшей заметное влияние на развитие современного балета.
В Лондоне, Мюнхене и Монако уже прошли выставки, посвященные, как писали балетные критики, одной из самых невероятных и удачных «художественных авантюр» XX века. Во французской столице юбилейные торжества только начинаются. А вернее, в Париже они завершаются. Следует напомнить, что создателя «Русские сезоны», - мецената без денег, - как он сам себя называл, Сергея Дягилева в Париже знали хорошо. Между 1906 и 1908 годами он привозил в Париж оперу Мусоргского «Борис Годунов». Выставкой костюмов к этому спектаклю в Национальном центре костюмов в городе Мулане (центр Франции) и откроются юбилейные торжества. Однако Дягилев довольно быстро от оперной авантюры перешел к авантюре балетной. Он объяснял это исключительно материальными соображениями, - привезти балетный спектакль стоило гораздо дешевле, чем оперный.
Важную роль в решении Дягилева сыграл и художник Александр Бенуа. Именно он убедил Дягилева в том, что балет как вид искусства интереснее оперы. В России балет сохранился чудом, в то время как в других странах балет просто исчез. За двадцать лет антрепризы (с 1909 по 1929 год) труппа Дягилева показала шестьдесят постановок, обновив старые классические постановки и создав совершенно новые. Звезда дягилевской антрепризы и один из ее главных хореографов Вацлав Нижинский (с Дягилевым работали Михаил Фокин и Леонид Мясин) ставили балеты также на музыку современных композиторов. В золотую балетную сокровищницу вошли «Полуденный отдых фавна» на музыку Дебюсси в исполнении Вацлава Нижинского, вызвавший оглушительный скандал в Театре Елисейских полей в 1913 году балет Стравинского «Весна священная». Для дягилевской антрепризы писали музыку Равель, Пуленк, Фалла. В оформлении спектаклей участвовали Леон Бакст, Пикассо, Де Кирико, Миро, Брак, Дерен, Матисс.
Русские балеты, начиная с 1911 года, с неизменных успехом гастролировали не только в Европе, но также в странах Южной Америки и многих городах Соединенных Штатов. Русские сезоны - это было свежее дыхание, порыв, радость жизни. Они постоянно двигались в поисках новой публики и завоевывали новых поклонников. «Я считают, что это была первая балетная труппа, которую можно назвать классически современной», - так считает директор балетной школы при Парижской Опере Брижит Лефевр. Парижская опера решила по-своему отметить 100-летие Русских балетов. В программе Оперы двенадцать спектаклей. Большая выставка посвященная юбилею дягилевской антрепризы откроется 24 ноября в Национальной библиотеке. 6 января в Национальном центре танца в парижском пригороде Пантен также откроется выставка, посвященная «Русским сезонам».