Кремль начал продвигать свой проект договора о европейской безопасности. Министр иностранных дел России Сергей Лавров должен был представить этот документ своим коллегам из 56 стран членов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе 1 декабря на ежегодном собрании в Афинах.
Российский проект вводит термин "неделимой безопасности", по которому (статья 1) "любые меры в области безопасности", принимаемые одним или несколькими государствами, либо такими организациями как НАТО или ЕС должны осуществляться "с учетом интересов безопасности всех других Участников" будь то государства или международные организации. В договоре предусмотрен механизм созыва собраний сторон в случае угрозы чьим-либо "интересам безопасности".
Россия, по-видимому, желает официально закрепить за собой право влиять на выбор союзников и внешнюю политику других государств, в первую очередь стран бывшего СССР, которые она в 2008 году окрестила "зоной привилегированных интересов". Она также надеется, что это заставит НАТО и ЕС прислушаться к ней в ходе принятия решений по вопросам безопасности.
Впервые о реформе архитектуры европейской безопасности президент России Дмитрий Медведев упомянул в своей речи в Берлине в июне 2008 года. По окончанию разразившейся два месяца спустя войны в Грузии Москва вновь попыталась добиться продвижения своей инициативы, на этот раз на саммите в Эвиане в октябре 2008 года. Особых успехов достичь не удалось.
Демонстрируя недюжинное упорство и терпение, напоминающие, между прочим, о 70-х годах прошлого века, когда СССР стремился закрепить сделанные в ходе Второй мировой войны территориальные приобретения (закончилось все Хельсинскими соглашениями 1975 года), Россия детально раскрывает свое видение новой структуры безопасности Европы полтора года спустя после первых комментариев Медведева.
Реакция Европы и США (их в Афинах представляет заместитель госсекретаря Джим Стайнберг (Jim Steinberg)) выглядит пока довольно сдержанной. Во французском МИДе заявили, что "приняли к сведению инициативу России" и "готовы ее рассмотреть", подчеркнув, что "Франция и ее союзники отдают предпочтение усилению существующих институтов и соблюдению взятых на себя обязательств".
Обязательства
Некоторые наблюдатели отмечают, что России не удается продвинуть свои идеи не в последнюю очередь из-за того, что она нередко уходит от выполнения своих обязательств. Она продолжает – об этом еще в октябре говорили представители администрации Обамы – тянуть с договорами о прекращении огня в Грузии 2008 года, в том числе с соглашениями о доступе гуманитарных организаций. Она также застопорила еще в 2007 году Договор об обычных вооруженных силах в Европе.
Неизвестно, намеревается ли Москва добиться обсуждение своего проекта в рамках ОБСЕ, в частности на возможном саммите организации в Казахстане в 2010 году. Франция сейчас позиционирует себя как привилегированного партнера России по этим вопросам и поддерживает, таким образом, идею созыва первого за десять лет саммита ОБСЕ. Тем не менее, в Париже еще нет ясности относительно повестки дня подобной встречи. Да и сам ЕС еще не пришел к единому мнению: Швеция и Великобритания не проявляют особого энтузиазма. Сомневаются в необходимости саммита и США.