Несколько лет назад я согласился бы с тем, что Сербии следует как можно прочнее привязать себя к Североатлантическому альянсу – вплоть до полного членства, чтобы не оказаться в одиночестве в окружении стран, уже вступивших в НАТО. Однако в последнее время этот довод перестал выглядеть для меня убедительным. Я не вижу, кто из соседей Сербии представлял бы для нее опасность, и не думаю, что НАТО нападет на нее только за отказ вступить в альянс.
Это не кажется мне реальной угрозой, особенно после того, как президент Барак Обама заявил: «Америка никого насильно не заставляет вступать в систему безопасности. Для того, чтобы любая из стран стала членом организации - скажем, такой, как НАТО, - выбор в пользу этого должно сделать большинство ее населения… Кроме того, будем откровенны: НАТО должна искать сотрудничества, а не конфронтации с Россией». Следует также отметить следующее прозвучавшее недавно заявление генерального секретаря НАТО Андерса Фога Расмуссена (Anders Fogh Rasmussen): «Граждане Сербии сами должны решать, пойдет ли членство в альянсе во благо их стране».
Единственным значимым с политической, юридической и моральной точек зрения выражением воли сербского народа в данном вопросе на настоящий момент остается принятая парламентом Сербии 26 декабря 2007 года декларация о «военном нейтралитете». Результаты регулярных опросов общественного мнения свидетельствуют о том, что общество ее поддерживает. Без всякого сомнения, наиболее демократичным шагом было бы проверить это посредством референдума.
В декабре 2009 года президент Сербии Борис Тадич (Boris Tadic) сделал заявление по этому поводу. «Говоря о НАТО, Тадич заметил, что проводить референдум о членстве в принципе необязательно, но его политическая позиция заключается в том, что такой референдум все же необходим. Организует ли Сербия когда-нибудь референдум по вопросу о вступлении в НАТО остается под вопросом, добавил Тадич, заметив, что парламентом была принята резолюцию о военном нейтралитете страны. Интеграция в НАТО, подчеркнул Тадич, не стоит на повестке дня и не является условием вступления в Евросоюз», - сообщает информационное агентство «Танюг».
Я считаю, что до референдума следует провести общественные дебаты. Это сделать необходимо, так как разнобой в заявлениях, которые делают сербские официальные лица, часто приводит к путанице. Вступив в НАТО, Сербия только станет помехой пересмотру и изменению роли НАТО и ее отношениям с Россией. Следовательно Сербии имеет смысл конструктивно подойти к российской инициативе по разработке нового соглашения о международной безопасности.
Зачастую НАТО сама не знает, что с собой делать. Это явствует из того факта, что она решила расширить свою роль, организовав «гуманитарное» нападение на Сербию и Черногорию. Сербия, как страна, которая придает большое значение своей независимости и своему достоинству, должна внести свой вклад в создание системы безопасности в мире после холодной войны, ограничившись двусторонним военным сотрудничеством с Соединенными Штатами, Россией, странами ЕС, Китаем, Индией и так далее.
Вполне достаточно уже того, что Сербия участвует совместно с НАТО в программе «Партнерство во имя мира». Если она станет членом НАТО, она не сможет сохранить ни важные для нее тесные связи с рядом неприсоединившихся стран, ни репутацию страны, участвующей в миротворческих миссиях ООН по принципиальным соображениям. Если Соединенные Штаты и Россия публично согласятся уважать нежелание Сербии вступать в военные альянсы, это, безусловно, укрепит взаимное доверие. Почему бы Соединенным Штатам с этим не согласиться, если, как уверяют их официальные лица, они хотят «перезагрузить» отношения с Сербией? Это стало бы также хорошим примером для прочих областей, в которых Соединенные Штаты и Россия соперничают за военное влияние.
Именно плюрализм, а не однонаправленность во внешней политике и в сфере безопасности может дать «разумную силу» небольшой стране вроде Сербии. Этот плюрализм во внешнеполитической ориентации (сменивший однонаправленность, которая была характерна для первых годов правления «Демократической оппозиции Сербии» после происшедшей 5 октября 2000 года смены режима) также стал реакцией на серьезное изменение международного баланса сил. Соединенные Штаты сейчас находятся в процессе перехода от «сверхдержавного» самоощущения к осознанию того факта, что они - лишь одна из великих держав (хотя в некоторых отношениях и более могущественная, чем прочие), и соответственным образом меняют модель поведения. Россия же, которая раньше вела себя как слабая страна, со своей стороны вырабатывает уверенность в себе и начинает вести себя как великая держава.