Разделенная и зависимая. Два года спустя после самопровозглашенного отделения Косова, регион все еще выглядит как игровое поле для мировых держав. На одном берегу реки Ибар - албанский черный орел, поддерживаемый Западом, на другом – неповиновение сербов опирается на российский триколор и повсеместные портреты российского премьер-министра.
Косовские албанцы прославляют силы НАТО как освободителей, а сербы вспоминают тех, кто погиб от натовских рейдов. Бомбардировки 1999 года начертили контурные линии, которые по-прежнему разрушают жизни многих тысяч человек.
ЗДРАВКО ВИТОШЕВИЧ, Университет Приштины в Митровице: Будущее сербов и албанцев определяют не они сами, судьба их решается за тысячи километров оттуда. Если бы мы могли выбирать, мы бы предпочли, чтобы решение принималось в ООН, а не в Вашингтоне. И скорее в Гааге, чем в Брюсселе.
Это обычная картина в городе Митровица: прежде чем отправиться на албанскую сторону, машины останавливаются, чтобы сменить номерные знаки. Когда косовские албанцы получили независимость, косовские сербы потеряли свободу передвижения.
ВЕРОЛЮБ МИЛЕТИЧ, житель Митровицы: Дорога очень опасная. Когда албанцы видят автомобиль с сербской стороны, они сигналят и даже кидают в нас камни.
Веролюб Милетич не был в своей родной деревне уже десять лет. Чтобы туда попасть ему надо проехать через множество албанских поселений – а это рискованное предприятие.
Но когда мы едем по земле, которая принадлежала многим поколениям его семьи, он забывает о предосторожности.
ВЕРОЛЮБ МИЛЕТИЧ, житель Митровицы: Нам пришлось покинуть наши дома, когда в 99 году пришли натовские войска. Это был кошмар.
Дом его отца был ограблен и разрушен. Соседи-албанцы забрали себе ферму. Единственное, что он может сделать, - это сфотографировать земли своих предков. Через несколько миль отсюда – деревня, откуда Веролюб родом. Это единственное сербское поселение, которое осталось в этом районе. Соседи держатся вместе, чтобы выжить.
Как во многих сербских деревнях, здесь есть свой святой-покровитель, и специальный день, в который его чествуют.
Традиция почитания семейных святых берет свое начало столетия назад, когда Косово находилось под контролем Османской империи, и сербы не могли свободно передвигаться, потому они выбирали святого и особый день, в который вся семья старалась собраться вместе. По иронии судьбы, более века спустя после освобождения от османского гнета святые-покровители по-прежнему помогают держаться вместе семьям, которые были разделены из-за международной политики.
Стол ломится от еды, однако, более всего они изголодались по душевным беседам. Решимость семьи жить на своей собственной земле дорого обходится.
ЛЮБИЦА ДОСИЧ, житель деревни Осояне: Наша деревня – это тюрьма с горсткой узников. Люди, которые жили здесь, боятся возвращаться. И мы боимся отправлять наших детей в школу, боимся ехать в соседнее поселение.
Их главные жалобы – притеснение со стороны албанских соседей и равнодушие полиции. Они думают, что власти Косова пытаются их вытеснить. И тем не менее, они настроены остаться, даже если это будет означать требование теперь уже их независимости. От Косова.