Несколько дней назад состоялся официальный визит президента Румынии Траяна Басеску в Казахстан. После проведения переговоров, на совместной пресс-конференции, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил с предложением построить новый нефтепровод между Каспием и Чёрным морем. Согласно данному проекту, транспортировка нефти будет осуществляться с Кашаганского месторождения в Казахстане, через Азербайджан и Грузию, далее с помощью танкеров в Румынию.
Напомним, что декларация о проекте строительства нефтепровода между румынским портом Констанца и итальянским городом Триест была подписана в апреле 2007 года министрами энергетики Румынии, Сербии, Словении, Италии, Хорватии и представителями Еврокомиссии. Данный нефтепровод, реализация которого стоит 2 – 3,5 млрд. долларов США, будет иметь протяжённость в 1319 км, а максимальная мощность составит 90 млн. тонн сырой нефти в год. Проект нефтепровода Констанца-Триест предусматривает транспортировку нефти из Каспийского региона в Центральную и Западную Европу, в обход Босфорского пролива (который настолько перегружен, что для его прохождения танкерам приходится становиться в длинную очередь), и его строительство планируется завершить к 2011 году.
Как видно, Нурсултан Назарбаев посчитал, что для Казахстана уже настало время для осуществления крупномасштабного экспорта нефти в Западную Европу – «Можно всем поработать над тем, чтобы проложить новый нефтепровод между Каспием и Чёрным морем, построить терминал, построить порт, чтобы мы могли подойти к (нефтепроводу) Констанца-Триест. Мы знаем, что там была реконструкция и построены новые терминалы. Поэтому мы сегодня с президентом (Румынии) говорили о том, что было бы неплохо открыть маршрут транспортировки через кавказский коридор, то есть Казахстан через Каспийское море в Баку, через Азербайджан и Грузию в Чёрное море и дальше танкерами до Румынии. Тогда тот проект Констанца-Триест как раз нам пригодится». По словам президента Казахстана, с началом разработки крупнейшего в мире Кашаганского месторождения (по запасам нефти приблизительно в пять раз превосходит Тенгизское месторождение), республика получит возможность дополнительно транспортировать на Запад 50 млн. тонн нефти в год. Довольно внушительная цифра, это подразумевает то, что данный проект даёт дополнительную возможность выгодно и солидно пополнить энергоснабжение Европы.
Следует отметить, что с новыми инициативами по транспортировке нефти Назарбаев выступил через два месяца после начала функционирования нового газопровода «ТУКК», что не может быть простым совпадением. По данному газопроводу началась транспортировка природного газа из Туркмении, через Узбекистан и Казахстан, в Китай. Первоначально планируется транспортировка 13 млрд. кубометров природного газа в Китай, в последующие 2012 – 2013 гг., поставки природного газа достигнут проектной мощности и составят 40 млрд. кубометров, из которых доля Туркмении составит 30 млрд., а суммарная доля Казахстана и Узбекистана 10 млрд. кубометров в год. Этот проект показал, что страны Центральной Азии стараются найти альтернативные маршруты транспортировки своих энергоносителей, в обход России. Для этого имеются веские экономические причины. Экспортируя свои энергоносители через территорию России, Страны Центральной Азии получают значительно меньше дохода, по сравнению с существующими на Западе рыночными ценами. Соответственно, у них возникло желание осуществить проекты, благодаря которым они смогут получить прибыль в соответствии со стандартами мирового энергетического рынка, чего Россия на данном этапе не может предложить.
Несмотря на то, что основные средства для строительства «ТУКК» были вложены Китаем, он предложил партнёрам покупать природный газ согласно западным расценкам. Результат не заставил себя долго ждать – строительство «ТУКК» успешно завершено. Можно предположить, что в будущем поставки энергоносителей из данного региона в Китай ещё больше возрастут, и не исключено, что они превысят масштабы природного газа, транспортируемого в Россию.
Утверждения представителей «Газпрома» о том, что масштабное вхождение Китая в энергетический сектор Центральной Азии не помешает российским обязательствам по обеспечению природным газом растущего западноевропейского рынка, далеки от реальности. Всё выглядит довольно просто: Китай, со своим растущим промышленным и потребительским потенциалом, способен настолько увеличить масштабы закупок природного газа в Центральной Азии, что Россия в перспективе может потерять возможность поставлять в Европу достаточное количество газа, что в первую очередь будет обусловлено более выгодными условиями со стороны Китая (как по цене, так по количеству).
Поэтому, неслучайно, что всего через два месяца после запуска газопровода «ТУКК», президент Казахстана выступил с инициативой транспортировки нефти из самого большого месторождения страны в Центральную и Западную Европу в обход России. Как видно, и в данном случае Назарбаев надеется получить за свою нефть от Европы западную цену, которую Россия, естественно, не может заплатить. Исходя из этого, успешная реализация проекта нового нефтепровода будет ещё одним серьёзным ударом по энергетическому влиянию России в регионе, что с экономической точки зрения нанесёт Москве большой ущерб.
Почему ущерб? В том случае, если к нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан, посредством которого осуществляется транспортировка 20 млн. тонн нефти на Запад, добавится транспортировка нефти из Кашаганского месторождения, то учитывая потенциал последнего (50 млн. тонн в год), можно говорить о поставках около 70 млн. тонн нефти в Европу в обход России. Всё это, разумеется, непосредственно отразится на существующих ценах на энергетическом рынке Европы, что станет причиной понижения цен на данное сырьё.
Учитывая, что Европа является для России основным рынком сбыта энергоносителей, нетрудно представить, насколько убыточным может стать для неё успешная реализация проекта по строительству нового южно-кавказского трубопровода, инициированного Назарбаевым и его румынским коллегой.
Как видно, в Центральной Азии уже начался процесс ослабления энергетического влияния России, и что явно бросается в глаза, это происходит в результате усилий со стороны самих государств региона. Нужно отметить, что введение в эксплуатацию южно-кавказского коридора, что станет возможным только при активной поддержке Запада, может стать своеобразным катализатором для реализации проекта газопровода «Набукко».
Предложение Назарбаева может стать довольно привлекательным для западных инвесторов, в первую очередь из-за того, что это месторождение расположено на небольшой глубине Каспийского шельфа, и, соответственно, процесс добычи будет стоить относительно дёшево. Вторым фактором является гибкость маршрута, учитывается как длина, так и удачное расположение портов транспортировки. Территориальные воды Казахстана и Азербайджана непосредственно граничат между собой, из-за чего длина маршрута уменьшается. Маршрут из Баку до грузинского порта Поти, с учётом существования нефтепровода Баку-Супса и нефтяных терминалов, освоен. Порт Поти, в отличие от российского порта Новороссийск, не подвержен частым штормам в зимний период, что является значительным фактором для беспрепятственного передвижения танкеров, а расстояние от Поти до румынского порта Констанца даёт возможность еженедельно, в перманентном режиме осуществлять транспортировку нефти.
В конечном итоге, сумма всех преимуществ даёт нефтепроводу Констанца-Триест гарантию полномасштабного и безостановочного функционирования. Так что, всё зависит от активности самих западных государств и инвесторов. Сигнал из Казахстана уже дан, и если европейские государства действительно хотят уменьшить степень своей зависимости от России и, соответственно, покупать энергоносители из альтернативных источников энергоснабжения по более низким ценам, тогда предложение Назарбаева не останется без внимания.