Глава МИД Эльмар Мамедъяров раскрыл детали обновленного варианта Мадридских принципов. "Мы анализируем Мадридские предложения и считаем, что обновленный вариант этого документа, представленный в Афинах, создает возможности для дальнейших шагов и начала работы над большим соглашением". Как передает АПА, об этом заявил вчера журналистам министр иностранных дел Эльмар Мамедъяров, отвечая на вопрос, может ли Азербайджан прибегнуть к военному решению карабахского конфликта. По словам министра, любой конфликт возможно урегулировать дипломатическим путем: "Шесть лет продолжается Пражский процесс, за последние 2 года президенты и министры иностранных дел провели ряд встреч, посредники посещали регион, был представлен новый вариант Мадридских предложений. Азербайджан создает условия для принятия документа целиком. А это значит, что Азербайджан избрал дипломатический путь урегулирования конфликта, мы идем именно этим путем.
Пусть Армения объявит, принимает или нет этот вариант, чтобы мы знали, что нам делать дальше. Мы тоже в МИД обсуждаем различные варианты и думаем, как и какими путями вести в этом году обсуждения". Напомнив, что Пражский процесс начался в 2004 году, Мамедъяров сказал, что это поэтапный процесс. В Мадридском документе отражены все этапы: "В документе отмечено, на каком этапе и какие шаги будут предприниматься. Согласно документу, в первую очередь Армения должна вывести войска из 5 районов и 13 сел Лачинского района. Затем открываются все границы и коммуникации, проводится донорская конференция, восстанавливаются земли и коммуникации, начинается реализация программ, в связи с важностью вопроса безопасности возвращающихся туда вынужденных переселенцев решается вопрос международных наблюдателей по этой проблеме, затем армянские войска выводятся из Лачинского и Кяльбаджарского районов, открываются все дороги.
После возвращения азербайджанской общины в Карабах будут созданы условия для начала на последнем этапе процесса определения статуса НК. Карабах - азербайджанская земля, и было бы неправильно, чтобы какая-то из территорий республики вышла из-под ее административного контроля. Само собой, мы говорим, что все вопросы должны находиться в рамках территориальной целостности Азербайджана. Что касается самоопределения, то и этот вопрос является частью международного права.
Однако это не означает, что может быть нарушена территориальная целостность. Мы неоднократно заявляли, что в мире существуют различные виды автономии и статусов... Например, татары, башкиры тоже самоопределились в России, но в границах Российской Федерации... Мы поддерживаем поэтапный процесс, потому что верим, что все вопросы решить за один день невозможно. Если Армения выведет поэтапно свои войска с оккупированных ею территорий, это даст большие возможности региону с точки зрения как экономики, так и безопасности. Никто не может унести землю с собой, хочешь или нет, но нужно строить правильную политику с соседями. Я как министр иностранных дел Азербайджана верю, что это самый важный и хороший процесс. Мы должны решить и убрать со стола переговоров вопросы оккупированных территорий и вынужденных переселенцев. Чем быстрее это произойдет, тем лучше. Это позволит избавиться и от военной риторики. Эта риторика существует в первую очередь потому, что существует проблема оккупированных земель и вынужденных переселенцев".
Однако официальный Баку, кажется, не питает особых надежд на то, что Армения подпишется под обновленным вариантом Мадридских принципов.
"Мадридские принципы по урегулированию нагорно-карабахского конфликта предлагал не Азербайджан, эта позиция не формировалась и не предлагалась Азербайджаном. Эти предложения сформировал Запад, они подготовлены сопредседателями". Как передает АПА, об этом в интервью сайту партии "Ени Азербайджан" сказал заведующий отделом международных связей администрации президента Новруз Мамедов. Он отметил, что вначале Мадридские принципы не устраивали Азербайджан: "И поэтому в этот документ были включены наши предложения. После переговоров, которые длились полтора года, мы приняли Мадридские принципы. В то время Мадридские принципы устраивали Армению. Но складывается очень странная ситуация. После того как Азербайджан принял Мадридские принципы, Армения изменила свою позицию. И здесь меня удивляет позиция Запада. Почему они не оказывают давления на Армению за ее изменчивую позицию?
В действительности причиной создавшейся ситуации является то, что Армения не намерена решать этот вопрос, придерживаясь конструктивной позиции. Они должны понимать, что справедливое решение конфликта именно сейчас больше всего необходимо Армении. Армения должна осознать, что ничто не вечно в этом мире. И поэтому она должна задуматься о своем будущем и предотвратить свою будущую трагедию. Самым правильным для Армении являются демонстрация конструктивной позиции и обеспечение разрешения конфликта". Н.Мамедов также сообщил, что после встречи сопредседателей с министром иностранных дел Армении ожидается их визит в регион: "Сопредседатели могут совершить этот визит для того, чтобы доложить президентам о сдвигах, произошедших после встречи глав государств в Сочи, и текущей ситуации".
Итак, если сгруппировать все, что было сказано министром иностранных дел Азербайджана, то получается, что Мадридские принципы будут реализованы в три этапа. Меры, предусмотренные первыми двумя этапами, направлены на устранение последствий конфликта: это поэтапное освобождение оккупированных территорий вокруг Нагорного Карабаха, восстановление и открытие всех коммуникаций, возвращение вынужденных переселенцев в места постоянного проживания, размещение в регионе миротворческих сил. Тут все понятно.
А вот дальше в заявлениях главы МИД нет конкретики. Э.Мамедъяров заявляет, что после возвращения в Нагорный Карабах вынужденных переселенцев начнется этап определения окончательного правового статуса этой территории. Во-первых, он излагает азербайджанскую позицию в реализации принципа самоопределения, которая основана на предоставлении Нагорному Карабаху широкой автономии при сохранении территориальной целостности Азербайджана. Однако вряд ли в самом обновленном варианте Мадридских принципов однозначно говорится об определении окончательного правового статуса Нагорного Карабаха в рамках территориальной целостности Азербайджана. Скорее всего, в документе говорится об урегулировании конфликта с учетом принципов территориальной целостности и права народов на самоопределение. Будь иначе, министр иностранных дел дословно озвучил бы эту формулировку.
Во-вторых, министр не говорит ничего о механизме определения окончательного статуса Нагорного Карабаха. А это очень важный вопрос. Одно дело - определить этот статус путем переговоров на основе неких компромиссов, совсем другое дело - путем референдума. А в том варианте Мадридских принципов, которые были обнародованы Госдепом США, говорилось о необходимости определения этого статуса путем свободного волеизъявления населения, то есть референдума.
И, наконец, в-третьих, из ответов министра не ясно, существуют ли определенные временные рамки для определения окончательного правового статуса Нагорного Карабаха. А это также очень важный момент. Ведь ни для кого не секрет, что армянская сторона настаивает на установлении четких временных рамок для определения окончательного статуса Нагорного Карабаха.
Одним словом, глава МИД, к сожалению, попытался обойти стороной именно те моменты Мадридских принципов, которые являются спорными. А это настораживает.