Вашингтон. Администрация Обамы пытается наверстать упущенное в отношениях со страной, которая может стать ее самым важным долговременным союзником. Но, возможно, она уже опоздала, после того как Индия на прошлой неделе заключила сделки на 7 миллиардов долларов по поставкам вооружений, строительству ядерных реакторов и космическим технологиям с Россией.
Трудно преувеличить стратегическую значимость Индии. Эта страна – не только еще один экономический гигант после Китая. Индия представляет собой демократию, а государственным языком в этой стране является английский. Она разделяет с Вашингтоном отношения типа «любовь-ненависть» к Китаю – они вселяют надежду, но одновременно внушают подозрение. Демографический профиль этой страны более перспективный, чем у Китая, а все варианты экстраполяции долгосрочных трендов свидетельствуют о том, что Индия по уровню своего экономического развития во второй половине этого века опередит Китай.
Сам президент США Барак Обама, кажется, это понял. Во время устроенного им первого государственного обеда он принимал премьер-министра Индии Манмохана Сингха (Manmohan Singh). Тогда имелись в наличии прочные основания, на которых можно было строить отношения дальше. Его демократический предшественник Билл Клинтон стал добиваться расположения Индии в 1990-е годы, а ориентация Джорджа У. Буша на Индию была одним из немногих успехов его беспокойной внешней политики.
Наследием Буша стало соглашение о сотрудничестве в ядерной области, которое позволило Индии избежать той ядерной изоляции, в которую она была загнана после проведения испытания атомной бомбы вне рамок Договора о нераспространении ядерного оружия. Сделка Буша также открыла перед Соединенными Штатами путь к продаже Индии атомных электростанций, топлива и других технологий и созданию таким образом основы прочного стратегического партнерства.
Однако по целому ряду причин администрация Обамы позволила Индии переместиться вниз в списке приоритетов. Не все эти причины связаны с исламским терроризмом, войной в Афганистане и вытекающей из этого необходимостью сосредоточить свое внимание на Пакистане.
Экономический кризис подчеркнул важность Китая как страны, обладающей самым большим положительным балансом в торговле с Соединенными Штатами. Кроме того, Пекин является также вторым по значению держателем американских государственных ценных бумаг после Японии. Дипломатическая роль Китая как члена Совета Безопасности ООН, обладающего вследствие этого правом вето, лишний раз подчеркивает ключевую роль Китая в попытках США сдержать ядерные амбиции Ирана и Северной Кореи.
Индию по понятным причинам раздражает то обстоятельство, что она вынуждена играть вторую скрипку в Вашингтоне, при этом ей не хватает сети институциональных связей и официальных контактов, которые скрепляют отношения с другими ведущими державами.
«Американо-индийские отношения продолжают оставаться напряженными, - отмечает старший научный сотрудник, эксперт по Азии Совета по международным отношениям и бывший заместитель помощника государственного секретаря, отвечавший за Южную и Центральную Азию, Эван Фейгенбаум (Evan Feigenbaum). – Хотя официальные лица США поддерживают постоянный диалог по поводу почти всех регионов мира со своими коллегами в Пекине, Брюсселе и Токио, с Нью-Дели подобного рода договоренностей не существует».
Другие государства, особенно Россия, не дали Индии возможность переместиться на вторые роли. Во время визита в Нью-Дели на прошлой неделе российского премьер-министра Владимира Путина был подписан целый ряд стратегических сделок. В их число входит авианосец, истребители МиГ-29, оборонные и космические технологии и по меньшей мере 12 гражданских ядерных реакторов. Путин также подчеркнул, что он хочет, чтобы годовой оборот торговли между двумя странами увеличился больше чем в два раза - с 8 до 20 миллиардов долларов.
Сделка о приобретении советского авианосца «Адмирал Горшков» обсуждается уже в течение нескольких лет, она откладывалась в связи с необходимостью почти полного переоснащения корабля, а также по причине разногласий относительно ее условий. Первоначальная цена составила 1,5 миллиарда долларов, затем Россия увеличила сумму на ценнике до 2,5 миллиарда долларов, но теперь согласилась на сумму 2,3 миллиарда долларов, включив туда в виде дополнения 45 истребителей МиГ-29.
И, тем не менее, эта сумма - все это лишь малая часть цены построенного в США и оснащенного самолетным парком авианосца, если бы таковой продавался, или даже меньших по размеру британских или французских кораблей похожего класса, которые разрабатываются в настоящий момент. Однако имеющийся сегодня в распоряжении Индии авианосец Viraat – это бывший британский корабль HMS Hermes, построенный в 1959 году. Он безнадежно устарел и обычно находится в доках, а его отсталость означает, что Индии срочно нужен новый авианосец, если она хочет поддержать на необходимом уровне разнообразные навыки эксплуатации корабля такого класса. Первый собственно индийский авианосец Vikrant в настоящее время строится в Кочине (Cochin), но его строительство будет завершено не ранее 2015 года.
Путину не удалось получить никаких обещаний относительно того, что Индия готова выбрать российские боевые самолеты при запланированной закупке на сумму в 11 миллиардов долларов 126 новейших истребителей, в результате чего военно-воздушные силы этой страны смогут получить технологическое преимущество над Китаем и Пакистаном в проходящей в настоящее время в Азии гонке вооружений. Все хотят победить в этом соревновании – и Eurofighter, и произведенный компанией Boeing истребитель Hornet, а также российский МиГ-35.
Однако этот контракт – всего лишь малая часть от тех 150 миллиардов долларов, которые, как предполагается, Индия готова израсходовать на энергетические технологии – от ядерных реакторов до добычи нефти и природного газа, а также на использование энергии ветра и солнца. Американские надежды на получение большого куска этих контрактов натолкнулись на препятствия в связи со неясным договором о переработке ядерного топлива.
Высокопоставленный сотрудник государственного департамента Роберт Блейк (Robert Blake), занимающихся Индией и этим регионом, надеется на то, что сделка будет заключена летом этого года. Индийские официальные лица настроены не столь оптимистично и задают вопросы относительно требования США о том, чтобы парламент Индии одобрил правило об ограниченной ответственности при компенсации ущерба от аварий в ядерной области, хотя этот вопрос, судя по всему, не беспокоит российских или французских поставщиков.
Это уже похоже на правило. Два перспективных соглашения в области американо-индийского военного сотрудничества забуксовали, и то же самое можно сказать о других проектах в сфере хай-тек, а также о сотрудничестве в области космических исследований.
Реальная проблема носит фундаментальный характер. Индийцы жалуются на то, что администрация Обамы все еще видит в Индии не столько великую державу со своими правами, сколько своего рода приглашенного на просмотр игрока для решения двух наиболее важных для Вашингтона вопросов. Первый – это запутанная афгано-пакистанская ситуация, а второй – это отношения США с Китаем. Предположение Обамы, сделанного во время его подобострастного визита в Пекин, относительно того, что Китай поможет Соединенным Штатам решить индо-пакистанскую проблему, «привело к недоверию по отношению к Обаме, которое сегодня охватывает весь индийский истеблишмент», отмечает влиятельный индийский комментатор профессор Мадхав Налапат (Madhav Nalapat).
«Политика президента Обамы, направленная на понижение значения Индии до уровня южно-азиатской державы, подталкивает Дели ближе к Москве и Пекину, - добавляет Налапат. - Если такая ось состоится, то это будет записано на счет администрации Обамы. Индия рассматривает себя как азиатскую державу с глобальным прицелом. Тот, что не хочет это признать, не может считаться другом».