Несмотря на общие с её восточным соседом технологии, украинская оборонная промышленность, переживающая бум, не сильно тревожится из-за перспективы разворота внешней политики нового правительства в сторону России.
Сложности сурового для Украины 2009 года на оборонный сектор не распространялись. Действительно, при почти полной зависимости от экспорта, при пренебрежимо малой роли государственных заказов, девальвация гривны на 60% дала украинской оборонной промышленности мощный импульс, повысив её конкурентоспособность – в результате производство возросло соответственно на 58%, и Украина стала, кажется, шестым в мире экспортёром оружия по объёмам поставок.
Успех 2009 года вылился в целую серию внушительных экспортных контрактов: на модернизацию грузовых военных самолетов Ан-32 производства концерна «Антонов» для Индии, стоимостью 400 миллионов долларов; на поставку 100 двигателей АИ-20 серии 5 концерна «Антонов», на сумму 110 миллионов долларов; на поставку десантных кораблей на воздушной подушке Зубр в Китай, на сумму 315 миллионов долларов; на поставку в Ирак шести самолетов АН-32 концерна «Антонов», на сумму 100 миллионов долларов; и на поставку 420 бронетранспортёров БТР-4 на сумму 400 миллионов долларов. О самом большом росте производства сообщили авиастроители (77%), кораблестроители (71%), производители оружия (16%).
При отчаянной потребности Украины в диверсификации экономики, с уменьшением доли в экспорте товаров легкой промышленности, она, как и Россия, обратилась к оборонной промышленности, как к наиболее вероятному на эту роль кандидату. Весь оборонный сектор в стране свёлся к небольшому числу основных конкурирующих между собой компаниям – от почти 2 тысяч в Советской Украине их число на сегодняшний день уменьшилось до 300, и при этом только у 60 имеется реальная среднесрочная стратегия, делится своими наблюдениями Валентин Бадрак из Центра исследований армии, конверсии и разоружения.
По словам Алексея Мельника, бывшего одним из высокопоставленных чиновников Министерства обороны, пока неясно, сможет ли новый министр обороны, Михаил Ежель, выделять значительные бюджетные средства на оборону, и произойдёт ли сдвиг в структуре оборонных расходов от персонала к системам вооружения, что могло бы стимулировать оборонный сектор и экономику в целом. Это политика, которой следует Россия, и именно такую политику рекомендует Мельник для Украины. Впрочем, по его мнению, назначение премьер-министром консервативного финансиста Николая Азарова сильно затруднит проведение в жизнь этой политики. А это значит, что в обозримом будущем оборонному сектору Украины придется полагаться преимущественно на экспорт.
Восток или Запад?
Все это делает вопрос ориентации внешней политики ключевым для перспектив развития оборонного сектора. В прошлом у Украины не раз случались политические неприятности из-за экспорта оружия – с США, из-за экспорта радаров в Ирак Саддаму Хусейну в 2002 году, с Россией, из-за экспорта оружия в Грузию в 2008 году. Нынешний президент, Виктор Янукович, из «пророссийской» «Партии регионов», кажется, взял курс на статус неприсоединившейся страны, отказавшись от планов на присоединение к НАТО, и оборонному сектору Украины, видимо, предстоит не раз поломать голову над разрешением последствий своих успехов в области экспорта.
А Западу в этой области есть что предложить. Например, огромный контракт на полмиллиарда долларов, который заключила Украина с Ираком, был бы невозможен без лоббирования США. «Конечно, Ирак – независимое государство, но всем понятно, что эти сделки оплачивает США, и решение о размещении контакта в Украине было выражением поддержки нашей страны. Но, конечно же, это было возможно только потому, что Украине действительно есть что продавать», - говорит Мельник.
Украина стремится сотрудничать с западными оборонными компаниями в рамках взаимозачётов – когда заказ, размещенный за границей, имеет в качестве исходных компонентов продукцию местных производителей. Черноморские судовые верфи Украины в настоящее время строят сторожевые корабли для украинского флота, но 50-80% исходных компонентов произведены западными компаниями. Возможно, при такой структуре поставок западные страны смогут в будущем разместить в Украине заказы на подобные суда, поставляя компоненты, изготовленные по современным технологиям, которых у Украины пока нет.
С другой стороны, около 20% экспорта украинского оборонного сектора стабильно поступает в Россию. Впрочем, в последние годы Россия грозится развернуть собственные производственные мощности, если Украина будет по-прежнему стремиться в НАТО. В частности, Россия угрожает прекратить закупку авиационных двигателей у ведущего предприятия Украины, «Мотор Сич», единственного поставщика двигателей в Россию для вертолётов. Детали для производства этих двигателей «Мотор Сич», в свою очередь, получает из России. Так что совсем не удивительно, что владелец и директор «Мотор Сич», Вячеслав Богуслаевич, - ярый сторонник Януковича, а сейчас еще и стал депутатом парламента от «Партии регионов». Россия же является ключевым партнером для ОКБ «Антонов». Теперь, когда Украина отказалась от попыток присоединиться к НАТО, возросла вероятность, что Москва поспешит с осуществлением совместных планов по разработке новой модели военного транспортного воздушного судна, Ан-47.
Впрочем, Мельник довольно низко оценивает перспективу сколько-нибудь реального отхода Украины от планов присоединения к НАТО «Да это ничего особенно не изменило бы и в сотрудничестве с Россией в сфере оборонного сектора, - замечает он, - в любом случае Россия пытается прийти к замкнутому производственному циклу в оборонной промышленности. Но прежде, чем создание замкнутого цикла в России завершится (если это когда-нибудь произойдет), Россия, видимо, будет по-прежнему приобретать известное число продукции со штампом «сделано в Украине» - те же авиационные двигатели, например».
Российские компании делали попытки приобрести своих украинских коллег. Российское государственное предприятие ОАО «Оборонпром», выпускающее вертолёты и двигатели для воздушных судов, открыто заявляло о своей заинтересованности в приобретении «Мотор Сич». Российская государственная авиастроительная компания «Объединенная Авиационная корпорация», весьма вероятно, подумывает о слиянии с украинским госпредприятием «Антонов» - которое прежде, однако, нужно будет преобразовать в корпорацию.
Тут встаёт потенциально щекотливый вопрос. За исключением компании «Мотор Сич» (достаточно, впрочем, существенным), большинство украинских предприятий – 90% - до сих пор находятся в государственной собственности. «Государственное управление на многих авиационных и ракетных заводах в последние годы показало свою несостоятельность, - говорит Бадрак. – Приватизация необходима, но есть опасность, что в таком случае Россия сможет обеспечить себе полный контроль над этим сектором».
По мнению Бадрака, российские компании будут заинтересованы в концерне «Антонов», в производителях ракет «Артем» и других видов ракет, в судовых верфях Феодосии, в авиационных заводах Харькова и Киева. При пустой казне Украины администрация Януковича может поддаться искушению получать бонусы и от Международного Валютного Фонда, и от России, ускорив приватизацию этих активов. Однако это стремление может наткнуться на жёсткую оппозицию со стороны прозападно настроенных структур безопасности Украины.