Сколько оппозиций будет на Украине и чем эффектная оппозиция отличается от эффективной? Будут ли новые оппозиционеры форсировать досрочные парламентские выборы? О непростых буднях парламентской демократии в нашей стране «СН» беседуют с народным депутатом от БЮТ, председателем подкомитета ВР по вопросам государственной безопасности Александром Скибинецким.
— Выступая в парламенте перед голосованием о недоверии правительству, Юлия Тимошенко пыталась представить все так, как будто она сама инициировала этот вопрос. Как, по-вашему, в чем состоял ее просчет — ведь несложно предположить, что она рассчитывала на противоположный результат?
— Никаких просчетов: у нас сомнений не было, что путем «индивидуальной работы» с депутатами наши оппоненты сумеют набрать голоса. Тимошенко и наш блок исходили из того, что возникший вопрос нужно решать быстро и по процедуре. А столкнулись мы со сплошным отступлением от регламента. Во-первых, вносилось постановление об ответственности правительства, тогда как по процедуре речь могла идти о резолюции недоверия. С постановлением тоже как-то непонятно вышло — его отозвали, внесли повторно, но, вопреки регламенту, под тем же номером и с тем же текстом.
— Легитимность новой коалиции и, как следствие, правительства под сомнением. Станет ли это тем «призраком», который будет преследовать власть?
— Есть решение Конституционного суда от 2008 года о том, что коалиция формируется фракциями, а не индивидуально. Причем решение это касается не регламента или закона «О регламенте», а непосредственно Основного Закона. И поэтому, когда по результатам нынешнего коалиционно-правительственного процесса будет сделано представление в Конституционный суд, я думаю, ему тяжело будет дезавуировать предыдущее решение. Конституционный суд вынужден будет действовать последовательно, признав нелегитимность процесса. На мой взгляд, неправедно начатое дело хорошо закончиться не может.
— Вы могли бы оценить вероятность того, что нынешний состав Верховной Рады «доживет» до очередных парламентских выборов, или среди возможных сценариев допускается инициирование досрочных выборов, уже не связанных с формированием правительства?
— Если Конституционный суд признает нелегитимным процесс создания коалиции, и как следствие — правительства, может возникнуть ситуация для роспуска парламента. Но хочу подчеркнуть: это право, а не обязанность главы государства. Варианты возможны, хотя говорить об этом преждевременно.
— Потому что это не выгодно ни регионам, ни БЮТ?
— Не совсем так, у нас есть готовность в любой момент идти на выборы.
— И даже несмотря на то, что на вашем избирательном поле «играют» Сергей Тигипко и Арсений Яценюк?
— Тигипко больше «играл» на поле регионалов. На нашем, скорее, Яценюк. Но, с другой стороны, новые выборы открывают возможность получить парламентские мандаты для сильных игроков, оказавшихся сегодня вне парламента, — Юлии Тимошенко, Александра Турчинова и других.
— Если допускать легитимность индивидуального членства в коалиции, то, очевидно, можно говорить и об индивидуальном выходе из нее. Развалить ее становится значительно проще?
— Ситуация выглядит абсурдной. Когда депутат проходит в парламент по списку, под соответствующей политической программой, то и получает поддержку избирателей именно за нее. Поэтому сложно объяснить смену его политической ориентации на 180 градусов. Что указывает на необходимость корректировки законодательства: либо депутат должен избираться по мажоритарной системе, и тогда может менять свои взгляды, либо надо ужесточить партийную дисциплину, чтобы исключить «флюгеризм». С моей точки зрения, наиболее оптимальны открытые списки, когда избирательный список персонифицирован.
— Юлия Тимошенко однозначно заявила, что она и ее фракция уходят в оппозицию к президенту. В мировой практике применяется понятие «парламентская оппозиция». Означает ли ее заявление однозначное отвержение фракцией любых, в том числе и разумных, инициатив большинства в целом и главы государства в частности?
— Моя личная позиция такова: нельзя формировать свою платформу или уходить в оппозицию, исходя из каких-то эмоций или личного невосприятия кого-то. Быть в оппозиции не означает лишь критику и отрицание всего и вся. Оппозиция — это прежде всего конструктив. Ее задача — предложить альтернативное решение, альтернативный курс, отстаивать свою точку зрения в парламенте и вне парламента. Я уверен, что наша фракция будет голосовать за решения, которые будут способствовать укреплению независимости Украины, демократии, усилению европейского вектора внешней политики. Эти инициативы будут нами поддержаны вне зависимости от авторства.
— Юлия Владимировна заявила, что принимает руководство фракцией на себя. Насколько эффективной будет эта роль «неиграющего тренера»? Не может ли возникнуть конфликт между формальным и реальным лидером коалиции в лице Ивана Кириленко, или дисциплина во фракции будет такой, как была всегда?
— Я не вижу предпосылок для противоречий между руководством фракции и нашим политическим лидером. Мне кажется, что Тимошенко как раз и будет выполнять функцию «играющего тренера». Что касается единства фракции, то после тех испытаний, которые мы вместе в очередной раз прошли, чувствуем себя еще более сплоченными. Ведь испытания всегда способствуют сплочению команды единомышленников.
— Еще одна парадоксальная ситуация, связанная с оппозиционностью: БЮТ может быть в оппозиции к президенту и к коалиции, но при этом иметь большинство в местных советах. Как предполагается разрешать это противоречие, ведь нельзя же быть в оппозиции к самим себе?
— Местные органы самоуправления, в которых БЮТ составляет большинство, будут продолжать проводить в жизнь нашу политическую программу — ту, за которую проголосовало большинство местных избирателей. Оппозиционная деятельность, как в парламенте, так и в местных советах, должна направляться не против личности президента, а сугубо по отношению к его политическому курсу. И я не вижу здесь никаких противоречий.
— Классика жанра предполагает, что не входящие в коалицию находятся в оппозиции. Не исключено, что БЮТ окажется не единственной оппозиционной фракцией в парламенте. Будет ли БЮТ рассматривать ее в качестве естественного союзника, или вы по примеру Партии регионов предпочтете индивидуальный подбор союзников?
— Мы официально задекларировали как оппозицию в парламенте свою политическую силу. Но в Верховной Раде представлены также партии, являющиеся нашими политическими союзниками, например Рух Бориса Тарасюка или «Народная самооборона». Я не вижу проблем, если кто-то заявит, что тоже входит в оппозицию и готов поддержать БЮТ.
— Как, по-вашему, будет строиться оппозиционная деятельность? С парламентской более-менее понятно, а как быть с внепарламентской? Это предусматривает организацию акций гражданского неповиновения?
— Трудно организовывать акции гражданского неповиновения, когда к этому нет предпосылок. Подобное может происходить только в случае массовой неудовлетворенности избирателей тем, что происходит в стране. И если такие ситуации возникнут, массовые акции исключать нельзя, но искусственно создавать их мы не собираемся. Это не самоцель в политической работе. Тем более что искусственно организованные митинги или шествия имеют, как правило, нулевой результат. Люди, приезжающие в Киев посмотреть за деньги город, в котором они никогда не были, — это неплохо, но политически малопродуктивно.
— Существует уверенность, что БЮТ очень эффективен в оппозиции. Понятно, что это влечет за собой ожидания какого-то проявления этой деятельности. В чем, на ваш взгляд, критерии этой деятельности, и какими могут быть ее этапы? Как это будет выглядеть — тотальная критика, призыв выходить на майданы или цивилизованная парламентская оппозиция европейского типа?
— Мы не должны слишком много внимания уделять эффектной стороне деятельности, следует сосредоточиться на эффективности. Подход к тактике должен быть комплексным — и парламентская, и внепарламентская работа. Если Украина хочет быть европейской цивилизованной страной, надо учиться демократии. Не «махать шашкой», а отрабатывать варианты политического поведения, которые одновременно были бы и цивилизованными, и приносили желаемый результат.
— Украинцы уже привыкли к тому, что у нас может быть несколько генпрокуроров одновременно. Но несколько оппозиций — это новинка. Помимо команды БЮТ о формировании теневого кабмина заявил Арсений Яценюк. Может, стоило бы хоть здесь сделать шаг к консолидации?
— Я за единение, но у нас нередко бывает, что амбиции превышают объемы амуниции. Право объявлять себя еще одной оппозицией мы ни у кого забрать не можем — тренируйтесь, дальше будет видно. Хотя регламентом предусмотрено создание лишь одной оппозиции.
— В своей деятельности оппозиция должна учитывать национальные приоритеты. В нашем случае это, безусловно, подготовка и проведение футбольного чемпионата в 2012 году. Можно ли исключать вероятность, что вошедшие в раж политики довоюются до того, что у Украины отнимут это право?
— Футбол — это то, что действительно объединяет страну. И проведение чемпионата в 2012 году должно стать исключением из противостояния власти и оппозиции. Все, касающееся проведения Евро-2012, будет, безусловно, поддерживаться. Войны здесь не предвидится — мы все заинтересованы, чтобы чемпионат прошел на высоком уровне.
— Ваша книга «Двадцать страниц одной жизни в конце ХХ столетия», как и любое произведение для вдумчивого читателя, — пища для размышления. Не могли бы вы назвать какие-либо ключевые моменты этой книги, которые были бы полезны тем, кто в современной Украине занимается политикой?
— Моя книга — это не мемуары, не биография и не приключения. Это размышления о роли нравственности в профессиональной и личной жизни. Главный герой, несмотря на блестящие карьерные перспективы, бросил все и ушел из организации, в которой работал. Поскольку не увидел ни у руководителей, ни у коллег высокой моральной планки. И мне кажется, что это главный посыл книги, в том числе для тех, кто занимается политикой.