Вялотекущий политический кризис между Турцией и США, начало которому положил вопрос о т.н. "геноциде армян", кажется, вступает в очередную фазу обострения. Дошло до того, что сегодня официальной Анкаре решение сложных внутриполитических проблем приходится рассматривать через призму острого противостояния на внешнеполитическом поле. События, связанные с "геноцидом", и похолодание отношений с Вашингтоном реально продемонстрировали возможность развития в стране очередного острого внутриполитического кризиса, что не может не вызывать определенной тревоги в Турции и других странах региона. "Мне больше нечего обсуждать с господином Обамой относительно вопроса так называемого "геноцида" армян. Все что надо мы уже обсудили, причем обсудили детально. Мы показали свои добрые намерения по многим вопросам. Ситуация на Кавказе у всех на виду. Что мне еще обсуждать с Обамой?", - заявил в беседе с журналистами президент Турции Абдулла Гюль.
"Подобные резолюции и решения со стороны американцев не помогут нормализации турецко-армянских отношений, они их лишь усугубят. Мы - часть Кавказа, и нынешняя ситуация не на пользу ни Турции, ни Азербайджану, ни Армении. Анкара со своей стороны будет делать все возможное для установления мира в нашем регионе", - сказал турецкий президент.
Как отмечает газета Hurriyet, турецко-американские отношения сейчас переживают не лучший период. США в свою очередь обеспокоены отсрочкой возвращения турецкого посла Намика Тана в Вашингтон. Анкара для возвращения посла требует от Вашингтона действий, аналогичных тем, какие были предприняты шведским правительством после признания "геноцида" в парламенте. Предполагается, что Намик Тан вернется в США после выступления президента Обамы 24 апреля - дата, которую армяне называют днем памяти жертв "геноцида".
Итак, одобрение в начале марта комиссией по внешним отношениям Палаты представителей США 252-й резолюции о "геноциде" армян явилось достаточно раздражающим фактором в турецко-американских отношениях. Турция неоднократно предупреждала США об опасности признания Конгрессом такого документа. Анкара также обвинила армянскую сторону в неискренности, так как она вновь, несмотря на процесс нормализации отношений, поднимает тему "геноцида". "Как греки, которые постоянно поднимают старые проблемы перед саммитами ЕС-Турция, так и армяне перед каждым 24 апреля начинают поднимать тему "геноцида", - сказал глава МИД Турции Ахмет Давутоглу.
"Мы, когда подписывали протоколы с Арменией, проявили политическую волю и сами добровольно пошли на сближение с этой страной. Не стоит нас шантажировать 24 апреля, если кто-то хочет надавить на нас, то это бесполезное дело. Турция самодостаточная страна, и она принимает решения, исходя из своих национальных интересов", - сказал глава турецкой дипломатии. "Если американцы будут прибегать к таким методам, то мы официально заявляем, что процесс армяно-турецкого сближения будет провален. Это не в интересах ни Вашингтона, ни Еревана, ни Анкары. Поэтому США должны более внимательно подходить к этому вопросу, а не мешать неуместным усердием этому процессу", - отметил он. Принимая во внимание, что вопрос "геноцида" обострил турецко-американские отношения, можно было бы предположить, что снятие с повестки дня этого вопроса вновь нормализовало бы отношения между двумя странами. Но так ли это? На первый взгляд может показаться, что стратегические партнеры, каковыми являются Вашингтон и Анкара, готовы перейти на другой уровень отношений только лишь потому, что армянам захотелось удовлетворения своих параноидальных устремлений. Оставляя в стороне внутренние аспекты ситуации, следует отметить, что далеко не все так просто.
Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что вопрос "геноцида" явился тем фактором, который просто-напросто высветил наличие проблем в отношениях между странами. Очевидно, что проблема "геноцида", которую систематически удавалось избегать, а точнее сказать, обходить, не могла так заострить противоречия в отношениях. "Геноцид" только повод для того, чтобы продемонстрировать недовольство друг другом. Дело в том, что Анкара, по всей вероятности, ошиблась в своих ожиданиях относительно надежд на развитие многопланового партнерства с Вашингтоном, связанных с приходом к власти новой американской администрации.
Правительство президента Дж.Буша пыталось нормализовать турецко-американские отношения, испытавшие на себе негативное воздействие иракского кризиса 2003 года, но ему это не удалось. А Б.Обама с самого начала своего президентства демонстрировал намерение укрепить союз с Анкарой. Еще госсекретарь Х.Клинтон выражала стремление вдохнуть новую жизнь в турецко-американский альянс. Она заявляла, что "отношения между двумя странами являются союзническими, партнерскими и дружескими". США и Турция "разделяют приверженность демократии, светской конституции, уважение к свободе вероисповедания, веру в свободный рынок и чувство глобальной ответственности".
Неоднократно отмечался огромный вклад Турции в борьбу с терроризмом в Афганистане. Более того, США выражали уверенность в том, что членство Турции в Европейском Союзе послужит усилению Турции, Европы и трансатлантического партнерства и т.д.
А официальные лица Турции отмечали, что с приходом к власти в Вашингтоне новой администрации во внешней политике США следует ожидать перемен. При этом делались заявления относительно того, что руководство Турции и новая американская администрация имеют схожие взгляды на ситуацию в Афганистане и Пакистане, а также на курдскую и другие проблемы. Одним словом, царило полное единодушие.
Но, как оказалось впоследствии, у администрации Обамы не оказалось никакой осмысленной стратегии по отношению к Турции, которая превращается в регионального лидера.