Какие исторические годовщины имеет «смысл» отмечать? Все, наверняка, решат, что надо праздновать 17-е ноября (государственный праздник «День борьбы за свободу и демократию» - прим.пер.). Вполне возможно, многие согласятся отмечать и 21-е августа (начало вторжения войск стран Варшавского договора в Чехословакию, 1968 год – прим.пер.) А дальше? Другие даты медленно, но верно теряются в тумане забвения, как только из этого мира уходит поколение, представителей которого с этими событиями связывают личные эмоциональные переживания. Относятся ли 5-е и 8-е мая к этим находящимся в опасности датам, как в этом году во время празднований по поводу начала Пражского восстания (5-8 мая 1945 года – прим.пер.) заметил чешский президент? Об этом свидетельствуют и слова председателя Союза по вопросам военных памятных мест. На прошлой неделе он пожаловался на то, что памятные доски, напоминающие о павших в боях за освобождение, исчезают с наших улиц невероятно быстро. Фасады домов ремонтируют, но доски потом уже не возвращаются из-за циничных воров. В любом случае отсутствие уважения косвенно доказывает то, что конец Второй мировой войны для младших поколений чехов перестает быть важной датой, о которой надо помнить.
Но в этом году уже 65-ю годовщину окончания войны в Праге и во всей Чехии вспоминали по-другому из-за долго скрываемым и теперь обнародованных кадров.
Решительно
Без сомнения те, кто участвовал в Пражском восстании, самом важном вооруженном сопротивлении чехов нацистам на территории нашей страны, были героями. Выступить против неизвестной отступающей армии с ружьем и несколькими патронами в ту минуту, когда можно просто подождать окончания войны, означало проявить отвагу, которой потом в других обстоятельствах нам уже будет недоставать. Но коммунисты сумели мастерски сгладить этот подвиг конкретных людей, которые часто не соответствовали их представлениям о героях красного сопротивления, и внушить своим подданным некую сфабрикованную годовщину ради годовщины, празднование которой как раз служило корыстным идеологическим целям.
Но уверенному в себе, свободному обществу уже не надо праздновать окончание войны. Во-первых, из-за того, что в основе празднований лежат эмоции, а их едва ли вызовет то, что мы не пережили сами и что произошло несколько десятков лет назад. Во-вторых, каждое подобное событие имеет свои темные стороны, которых на торжествах быть не должно. Поэтому сегодня вместо празднований полезнее пробовать извлечь урок из дающих вдохновение судеб отдельных людей и из истории в целом.
Именно это и делают чехи в этом году, самоотверженно и решительно, как никогда. Прежде всего, благодаря удачному фильму журналиста Давида Вондрачка «Убийство по-чешски» (David Vondráčеk, Zabíjení po česku), который показало «Чешское телевидение» (Česká televize). В нем изображен террор наших военных по отношению к чешским немцам, там есть и уникальные кадры массового убийства невиновных пражских немцев, когда война уже подходила к концу.
Два течения
Это огромная перемена. Когда в 90-е годы режиссер Владимир Михалек (Vladimír Michálek) предлагал «Чешскому телевидению» идею фильма по мотивам «Трусов» Шкворецкого (Škvorecký), где должны были быть и сцены издевательств чешских революционеров над немцами, драматурги тогда сказали, что телевидение никогда не возьмется за эту больную тему. И сегодня мы вдруг оказываемся в совершенно другой атмосфере. Телевидение и другие СМИ с небывалым рвением публикуют и ставят в эфир материалы, которые окончание войны изображают иначе, не так однозначно, и которых чешские СМИ до сих пор старались, скорее, избегать (если быть точным, уже с 90-х годов принципиальные тексты на эту тему писал аналитик Богумил Долежал (Bohumil Doležal), этой темой занимался и Respekt).
Но первые лица государства во главе с президентом пока на официальных мероприятиях на такую рефлексию не способны, возможно, потому, что годовщину окончания войны они все еще воспринимают скорее как «торжество», на котором неприятная правда неуместна. Однако основные СМИ продолжают, и успешно, разбираться с долгое время замалчиваемой темой чешской отплаты и с реалистическим изображением окончания войны. Это само по себе освобождает. Вдруг перед нами появляются судьбы людей, о которых, несмотря на их ошибки, мы хотим знать больше, и в итоге знать больше о себе самих.
Годовщина окончания войны благодаря этому вновь оживает, и это хорошо.