В очередной раз, обращаясь к оценке политических событий внутри России, с необходимостью приходишь к выводу, что на роль одного из главных инструментов политического воздействия на массы претендует церковь. Та самая Русская Православная Церковь, которая стремится упрочить свое положение путем полного слияния с властью. Угодничество с Кремлем, полное потакание политике Медведева-Путина, раболепство перед властью и отсутствие надежного контакта с обществом – вот основные характеристики состояние РПЦ сегодня. В статьях Гелы Васадзе и Тенгиза Аблотия, выражается, как бы, претензии по отношению к Грузинской Православной Церкви, что она занимает неясную позицию как по отношению к власти в Грузии, так и по отношению к России. Возможно это и так, но я бы не стал так драматизировать ситуацию.
На самом деле влияние РПЦ на общество не такое сильное, как кажется. Вряд ли сегодня в России найдется устойчивая когорта верующих людей. Народ настолько загнан в своих заботах, вследствие постоянного ухудшения экономической и социальной ситуации, что времени на духовное обновление, о котором еще в свое время мечтал И.Ильин, совсем нет. Прав был и еще один русский мыслитель, когда говорил, что: «Удивительный дар мы получили от Господа – русскую землю, и большую ошибку – русских людей». Наверное, этой фразой можно было бы охарактеризовать духовную ситуацию в России. Действительно, РПЦ стало орудием Кремля в попытке как-то повлиять на массы, но ничего, кроме жалости у русской интеллигенции, которая отчасти сохраняет трезвость мышления, такие попытки не вызывают. Патриарх Кирилл, словно по указке сначала едет в Украину, словно подготавливает народ к нужному выбору президента страны, потом намеревается приехать в Грузию, что бы правильно «наставить на путь истинный» единоверцев. Слава Богу, такой визит не состоялся. Затем он награждает президента России за удачные бомбежки единоверцев. Все эти действия характеризуют РПЦ как инструмент в руках власти. При возрастающем обнищании народа у патриарха Кирилла не хватает мужества обличать власть, остановить русскую агрессию против единоверцев. В 1918 году патриарх Тихон мужественно выступил против Советской власти, за что и поплатился своей жизнью. Сегодня РПЦ другая. Нет той чистоты, святости, да и просто чести сказать правду в глаза. Думаю, признание церквей в Абхазии и Самачабло независимыми от ГПЦ, Русской патриархией, не за горами. Патриарх Кирилл пойдет на этот шаг, так как он сам кормиться от этой власти.
Зайдя в русский храм, вы увидите расценки: сколько стоит крещение, поминки, венчание. На все есть такса, идет полным ходом продажа билетов в Царствие Небесное. Большинство русских священников только говорят красиво о заповедях, но сами их не соблюдают. Тот же А.Кураев, известный своими речами за русский фашизм (по – другому нельзя резюмировать его высказывания), сам не стесняется с высокомерием и пренебрежением отзываться о православных церквях Грузии, Румынии, Болгарии. Да он много знает, начитан, но видимо все пошло во вред. Такое ощущение, что русские верят свято, что это народ-богоносец. Этими людьми, этой страной давно управляет сатана. Политическая и духовная слепота российской власти просто поражает. Прав был в свое время митрополит Макарий, когда в своих трудах по истории РПЦ говорил, что: «внешне все русские уверовали, но в душе так и остались язычниками». Так оно и осталось с момента крещения Руси. Если же еще здесь сказать о российской молодежи то ничего, кроме насмешки в адрес церкви у них не вызывает. Отношение вообще населения к церкви можно выразить формулой «Боже, наверное, ты есть, но мне жить не мешай».
Русские и православная вера далеки друг от друга. 1917 год хорошо показал, чего стоит РПЦ. Ведь в то время церковь была официальной и подавляющее большинство людей были верующими, точнее крещенными, но вера истинная не дошла до них. Именно семинаристы стояли в первых рядах революционеров, именно они соревновались в меткости стрельбы по иконам в годы гражданской войны, именно они, опережая друг друга в лизоблюдстве к начальству, докладывали о количестве расстрелянных священников и взорванных церквях. Воистину: «вера без дел мертва». Да были на Руси святые и преподобные, но это небольшая искра во всей кровавой истории России. Господь давал шанс, и не один раз, что бы русские уверовали, но этого не случилось. Вряд ли случится и на этот раз. Вряд ли священники, разъезжающие на очень дорогих иномарках мимо нищих соотечественников и единоверцев, или те, кто в состоянии опьянения крестят детей и совершают другие безобразия, смогут стать примером для общества. Нет, участь этой страны и этих людей предрешена. Служение дьяволу приводит к гибели и Россия погибает.
Не буду идеализировать духовную ситуацию в Грузии. Здесь тоже есть проблемы, но не такого масштаба и не такого характера. В Грузии больше здравых сил, как в духовном сословии, так и в обществе. Сейчас Грузия испытывает трудности, но как иначе достичь процветания. Законы диалектики не отменишь и пренебрегать ими нельзя. Сколько будет вложено сил в выращивание газонов, такие газоны и получаться. Грузии нужно несколько лет спокойствия. Трудно добиться спокойствия, когда оппозиция видит свое бессилие, когда северный сосед не может смириться с потерей Грузии, когда Европа не решается (за исключением Англии) твердо заявить о своей позиции (как в вопросе о Косово). Надо держаться, работать. Да трудности есть, но слово «трудность» имеет корень слова «труд». Выдержим – бывало в Грузии и хуже.
Позволю себе аллегорию. В свое время за единую Грузию боролся Саакадзе и потерял своих детей. Сегодня за то же самое борется Саакашвили. Конечно фамилии разные, но и сходство прослеживается. Могу только пожелать президенту Грузии Божьей помощи и твердости. Мы правы и мы победим.
Статья – сугубо личное мнение.
По вере и воздастся вам.