Восемь лет съемок и рекордно высокий бюджет – сиквел одного из самых известных и противоречивых российских кинематографистов Никиты Михалкова претендует на первый приз в Каннах.
Режиссер, 64-летний усач, в 1995 году получивший «Оскара» за элегических «Утомленных солнцем», никогда не отступал перед недоброжелательной критикой, которую его новый фильм навлек на себя в изобилии.
Михалков снимал «Утомленные солнцем-2» восемь лет. Съемки обошлись в рекордную для России сумму – бюджет превысил 40 миллионов долларов (так в тексте, на самом деле - 55 миллионов долларов - прим. перев.).
В огромных массовых сценах, таких как нацистская бомбардировка моста и судна с беженцами, были заняты сотни человек.
После выхода фильма в России ряд критиков похвалил его за патриотизм и динамичное действие, радикально отличающееся по стилю от неспешной первой части.
Однако многие называют сиквел бессвязной мешаниной и говорят, что талант режиссера окончательно погубила самовлюбленность.
Кинокритик популярной радиостанции «Эхо Москвы» назвал фильм Михалкова «самым крупным надувательством в истории российского кино».
Карьера Михалкова в кинематографе продолжается уже 50 лет. За это время он приобрел в России широкую известность, не без скандального оттенка. Кинокритика, по его словам, «умерла и заколочена в гроб».
Михалков начал играть в кино еще ребенком. Еще подростком он прославился, снявшись в популярном фильме 1963 года «Я шагаю по Москве», в котором он также исполнил заглавную песню.
Его первая работа как режиссера - фильм 1974 года «Свой среди чужих, чужой среди своих», в котором он также сыграл одну из ролей, - до сих пор считается одним из его главных достижений, наравне со снятой в 1977 году «Неоконченной пьесой для механического пианино».
«В прошлом он снимал фильмы, подобных которым в Советском Союзе не было. Это человек, который так разбрасывался своим талантом, что потерял его», - говорит кинокритик Михаил Трофименков.
После успеха « Утомленных солнцем» в 1994 году, Михалков выпустил сиквел только через 15 лет.
За это время он снял всего два фильма - в 1998 году исторический фильм «Сибирский цирюльник», в котором он сыграл царя Александра III, и в 2007 году римейк голливудской классики – «12 рассерженных мужчин» - под названием «12», в который он привнес чеченскую тему.
Еще больший шум, чем его переход к более помпезному стилю режиссуры вызывает его склонность якшаться с политической элитой.
Он не раз упоминал о том, что давно дружит с премьер-министром Владимиром Путиным, а в 2007 году, когда Путин еще был президентом, снял к его 55-летию документальный фильм.
В том же году он подписал открытое письмо, в котором Путина призывали наперекор конституции пойти на третий срок.
Путин посещал съемки «Утомленных солнцем-2», а на 60-летие Михалкова гостил у него на даче.
Впрочем, степень близости Михалкова к элите находится под вопросом, считает кинокритик Антон Долин.
«Информация о ней обычно исходит либо от Михалкова и его окружения, либо от его противников, для которых дружба с Путиным – сама по себе обвинительный приговор»,- заявил Долин AFP.
Михалков служит громоотводом для недовольных, считают его сторонники.
«Они бьют по Михалкову, потому что не могут ударить выше: это основной фактор», - пишет в журнале «Фома» кинокритик Елена Ямпольская.
Михалков отрицает, что он играл роль официального агиографа. «Я снял фильм о Путине, и что дальше?» – спрашивает он, добавляя: «Моя совесть полностью чиста».
Отец режиссера Сергей Михалков написал слова национального гимна СССР. В советское время его семья считалась привилегированной.
Однако позднее режиссер объявил о своих аристократических корнях и начал культивировать имидж денди с ухоженными ногтями и аккуратно завязанным шарфом. Российские журналисты прозвали его «барином».
У Михалкова необычно большая по меркам современной России семья с четырьмя детьми. Его нередко обвиняют в семейственности. В «Утомленных солнцем-2» снялись в ключевых ролях его дочь и сын.
Режиссер уделяет много времени председательству в Союзе кинематографистов – организации, унаследовавшей с советских времен немало собственности. Его деятельность в этом качестве также выглядит для многих сомнительной.
Союз в прошлом выселил московский музей кино из его помещения. В апреле ряд известных режиссеров, включая Александра Сокурова, подписали открытое письмо с критикой Михалкова.