В Москве завершились консультации секретарей Советов безопасности стран ОДКБ по ситуации в Киргизии. Участники консультаций заявляют, что выработали для доклада президентам своих государств "предложения, направленные на снижение уровня межнациональной напряженности". Что именно советуют секретари Советов безопасности президентам стран ОДКБ - неизвестно.
"Участники консультаций выразили уверенность, что выработанные коллективные меры, а также усилия правоохранительных органов Кыргызской Республики при поддержке и активном содействии государств-членов ОДКБ, обеспечат условия для стабилизации положения в Кыргызской Республике", - говороится в соместном заявлении принятом по итогам встречи. О каких именно мерах шла речь на консультациях в заявлении не поясняется. В консультациях приняли участие секретари советов безопасности Армении, Белоруссии, Казахстана, России, Таджикистана и Узбекистана, а также полномочный представитель Киргизии при ОДКБ.
Способны ли миротворцы ОДКБ восстановить порядок в Киргизии? На этот и другие вопросы в беседе с корреспондентом Радио Свобода отвечает главный редактор "Независимого военного обозрения" Виктор Литовкин:
- В принципе миротворческие силы ОДКБ способны это сделать. Но для этого необходимо решение всех президентов стран, входящих в ОДКБ. Сейчас в Москве проходят консультации секретарей Совета безопасности этих стран.
- Каким может, на ваш взгляд, оказаться их решение?
- Например, направить миротворческие силы для разъединения враждующих сторон. Но это должны быть такие силы, которые не станут защищать ту или иную сторону конфликта. Может быть, это должны быть белорусские, русские, армянские или казахские миротворцы. Но пока согласованного решения нет. Принять его непросто, так как ОДКБ в принципе предназначено для защиты государств, входящих в эту организацию, от агрессии извне. А в Киргизии разгорается внутренний конфликт. В связи с этим, видимо, придется пересматривать какие-то положения, регламентирующие деятельность ОДКБ. И только после этого принимать решения и направлять войска.
- Допустим, эту юридическую коллизию удастся как-то разрешить. Что представляют из себя миротворческие силы ОДКБ? Насколько они боеспособны?
- Миротворческие силы ОДКБ в принципе только формируются. Это бригады из России и Казахстана, батальоны из Белоруссии, роты из Армении, Узбекистана, Таджикистана, Киргизстана… Они еще никогда не принимали участия ни в одной совместной миротворческой операции. Но для того, чтобы у них появилась такая возможность, думаю, должно быть приято соответствующее решение Совета безопасности ООН. Потому что только Совет безопасности ООН дает добро на применение миротворческих сил.
- Дмитрий Медведев уже дал понять, что Россия не намерена использовать свои войска для наведения порядка в Киргизии. Это внутренний конфликт, и Россия не видит условий для участия в его регулировании - заявила Наталья Тимакова, пресс-секретарь Медведева. Получается, что Россию просят о помощи, а она говорит – извините, не могу, потому что нет мандата?
- Да, пока нет мандата, Россия не может это сделать. Безусловно, так. Россия не может действовать в нарушении устава ООН. В Уставе ООН сказано, что вести боевые действия можно только в двух случаях – при отражении агрессии на страну или после решения Совета безопасности ООН. Все остальные случаи – это нарушение Устава ООН, - говорит Виктор Литовкин.
По-другому оценивает ситуацию директор Института европейского права МГИМО Марк Энтин. В интервью обозреватлю Радио Свобода Даниле Гальперовичу он сказал:
- Если речь идет о внутреннем конфликте, страна может обратиться за помощью к любому государству или международной организации. Она не ограничена в этом случае никакими требованиями международного права. Естественно, что Киргизия в тяжелой для страны ситуации с учетом наших исторических, культурных и экономических связей обращается за помощью к Российской Федерации. Если же принять во внимание всю сложность внутреполитической ситуации, то наиболее предпочтительный для Киргизии вариант - урегулирование ситуации с помощью многосторонних сил, - полагает Марк Энтин.