Сразу после создания государства было принято следующее решение: с целью предотвратить опасные трения между религиозными и свободными от религиозных установок гражданами, следует воздержаться от принятия конституции и передать бюрократические процедуры, связанные с семейным правом, под контроль ортодоксальных раввинов. В течение многих лет подобная расстановка сил казалась вполне приемлемой, поскольку удавалось сохранять определенное равновесие между религиозными и свободными израильтянами.
В течение многих лет данный статус кво осуществлялся в соответствии с очень странной схемой: "моё принадлежит мне, твоё – тоже принадлежит мне". Согласно этой схеме, свободным израильтянам воспрещалось причинять ущерб присущему религиозным гражданам образу жизни, однако религиозным дозволялось вновь и вновь пренебрегать жизненным укладам светских граждан, бесцеремонно вторгаться в жизнь свободных людей.
Наиболее яркий пример двойных стандартов в системе отношений религии и государства можно наблюдать ныне в тель-авивском квартале Рамат-Авив. Группа хасидов из движения ХАБАД совершает ряд целенаправленных действий с целью изменить облик этого светского квартала, пренебрегая мнением подавляющего большинства жителей микрорайона. Эта группа самым грубым образом вторгается в отношения между родителями и детьми, уговаривая последних вернуться в лоно религии и стать ортодоксальными иудеями.
В рамках борьбы за изменение светского облика квартала Рамат-Авив, пиарщики ХАБАДа мобилизовали несколько знаменитостей, живущих в этом районе, которые выразили публичную поддержку действиям хасидов-миссионеров. Во главе группы знаменитостей стоит футбольный тренер Ави Нимни, который, как известно, не соблюдает никаких заповедей и проводит футбольные матчи по субботам. К нему присоединилась почтенная матрона Пнина Розенблюм, которая, по-видимому, является образцом религиозной скромности и благочестия.
В соответствии с оруэлловской логикой, эти люди поддерживают селективную свободу действий ультраордоксов в Рамат-Авиве. А как насчет Яффо, Ашеклона, Эммануэля? Они распевают песни во славу демократических ценностей, но при этом выступают в пользу приоритета ортодоксальной Галахи в совершенно светском квартале.
В эти дни в Израиле происходят важные события. Пришло время возвести разделительный "забор" между религией и государством. В связи с решенем Высшего суда справедливости по делу о сегрегации между ашкеназскими и восточными школьницами в поселке Эммануэль депутат Моше Гафни (Яадут ха-Тора) высказался весьма недвусмысленно: "Мы не будем выполнять судебные постановления, которые противоречат законам Торы". Иными словами – мы выполним судебное постановление, которе нас утраивает, и наплююем с высокой башни на то, которое покажется нам неприемлемым. Более того, ультраортодоксы обещают устроить в ближайшее время "самую большую в истории манифестацию" против решения Высшего суда справедливости.
Все, кто верят в то, что Галаха важнее демократии, встанут на сторону Гафни и его легионов, и вступят в столкновение с полицейскими, которых аврехи Гафни называют "нацистами". На другой стороне будет большинство израильтян, которые предпочитают демократические ценности – галахическому насилию.
Пришло время отделить религию от государства. Для того, чтобы ультраортодоксальное население, включающее представителей различных хасидских и литовских дворов, духовные центры которых находятся в Нью-Йорке, вели себя в Израиле так, как они ведут себя в США, где религия отделена от государства. В Нью-Йорке, например, большинство ультраортодоксов сами зарабатыают себе на пропитание, потому что американское правительство не выплачивает им компенсации за их ортодоксальность. Тот, кто учится в йешиве, живет за счет пожертвований своих работающих собратьев. И никто не смеет нарушать американское законодательство.
Я соблюдаю кашрут по собственному выбору, но я не готов смириться с положением, при котором раввинский суд вынудит жить меня по средневековым законам. Единственный способ остановить скатывание израильского общества к иранскому, турецкому или ливанскому варианту, это немедленное разделение двух групп населения с тем, чтобы каждая группа жила в соответствии с избранным ею образом жизни. И чем быстрее это произойдет, тем лучше.