Американским избирателям следует порадоваться за себя… их голоса дорожают с каждыми выборами! На фоне разговоров о неминуемом обвале доллара, о надвигающемся окончании эры Соединенных Штатов и так далее, сей факт должен раздуть поникшую самооценку электората, обедневшего и оставшегося без работы.
Компания Kantar Media, отслеживающая политическую рекламу, сообщает, что на всеобщие выборы в 2008 году была потрачена невероятная сумма в 2,6 миллиардов долларов. Это колоссальный скачок в затратах по сравнению с 1,7 миллионами долларов на выборах в 2004 году.
Но, в сравнении с грядущим, это еще «цветочки».
Kantar Media ожидает вливания еще большего количества денег в предстоящие промежуточные выборы, после того как январское заседание Верховного суда выдало карт-бланш на неограниченное использование корпоративных средств в политических рекламных кампаниях за или против конкретных кандидатов – всё во имя свободы слова. Внепартийная исследовательская группа Centre for Responsive Politics предсказывает, что стоимость выборов в Конгресс превысит 3,7 миллиардов долларов.
Политическая рекламная деятельность и расходы уже начали наращивать обороты по всей стране гораздо раньше обычного, поскольку и у кандидатов, и у сторонних спонсоров на этот раз гораздо меньше затратных ограничений.
Мэг Уитман (бывшая глава eBay и миллиардерша) истратила всего лишь 81 миллион долларов, чтобы заручиться поддержкой только 1,3 миллионов голосов и стать кандидатом от республиканской партии на пост губернатора штата Калифорния. В ноябре ей потребуется гораздо больше голосов дружелюбно настроенного электората… Но беспокоиться не о чем! Она уже заявила, что с радостью потратит 150 миллионов долларов из своего собственного состояния, чтобы оказаться в кресле губернатора.
Прочие не столь обеспеченные кандидаты вынуждены полагаться на финансовое благоволение других. Всё это свидетельствует о том, что суматоха вокруг корпоративных затрат лишь отчасти связана с двумя проблемами.
Во-первых, хоть корпорации и в восторге от своей новой свободы, они тяготятся недовольными клиентами и служащими, несогласными с их выбором кандидатов или с политикой данных кандидатов. Радующиеся бонусам председатели и члены советов директоров в многомиллионных корпорациях вполне осознают, что их служащие, получающие минимальную зарплату, или клиенты, пытающиеся удержаться на фоне безработицы и финансового кризиса, не обязательно разделяют их политические вкусы или стремления к дерегулированию, ограничению прав служащих на объединение в профсоюзы и так далее.
Таким образом, следящие за своим имиджем корпорации, от Уолл-стрит до крупных нефтяников, хоть и жаждут повлиять на политические итоги, все же ратуют за анонимность, предлагаемую некоторыми деловыми коалициями и объединениями в области политических мер.
Торговая палата США, которая уже сейчас является мощнейшей лоббистской силой, заявила о своем намерении потратить сумасшедшую сумму в 50 миллионов долларов, что на 40 процентов больше, чем в 2008 году, на то, чтобы очернить уязвимых кандидатов от Демократической партии в избирательных кампаниях в разных частях страны.
American Crossroads, новая политическая инициативная группа, созданная Карлом Роувом, бывшим заместителем главы администрации в аппарате эк-президента США Джорджа Буша младшего, также обещает собрать 50 миллионов долларов, в основном от представителей деловых кругов, для того, чтобы провести кандидатов от «старой доброй партии» в Сенат и Палату представителей США.
Во-вторых, некоторые всерьез бояться того, что возможное изменение правил о предвыборной деятельности корпораций приведет к разоблачению их торговых марок.
Президент Обама был крайне возмущен решением Верховного суда США о предоставлении корпорациям права свободно и без ограничений финансировать предвыборные кампании. Меры последовали незамедлительно. Новый акт (Disclose Act), принятый Палатой представителей США незначительным большинством голосов 24 июня, существенно ужесточает процедуру финансирования выборов.
Его название представляет собой аббревиатуру фразы «Democracy Is Strengthened by Casting Light on Spending in Elections» – «Прозрачность предвыборных расходов укрепляет демократию».
Одним из требований нового законопроекта в случае, если он все же пройдет голосование в Сенате, будет предание гласности имен основных спонсоров политической рекламы, размещаемой корпорациями, профессиональными союзами, 572 группами и торговыми ассоциациями. Имена пяти ведущих спонсоров любого предвыборного ролика должны будут быть названы в самом ролике. Согласно новому законопроекту главы корпораций обязаны будут лично появляться в рекламных роликах со словами: «я одобряю все, о чем здесь говорится».
Исполнительные директора корпораций будут обязаны предоставлять акционерам, спонсорам и членам правления компаний «четкие и ясные» отчеты о подобных расходах.
Спикер Палаты представителей США Нэнси Пелоси считает, что новый законопроект поможет восстановить прозрачность и отчетность федеральных предвыборных кампаний. Теперь «американцы будут знать, когда за политической рекламой стоят Уолл-стрит, медицинские страховщики или страховщики крупных нефтяных компаний».
Возможно, что принятие законопроекта можно рассматривать, как похвальную попытку возместить весь тот урон, который Верховный суд США нанес целостности демократического процесса. Однако, исключения, сделанные для Национальной стрелковой ассоциации США, для Sierra Club и ряда профсоюзов, подрывают весь смысл сего благородного начинания, разрушив надежды многих избирателей на то, что вышеуказанный законопроект действительно усилит прозрачность выборов, а не только создаст равные условия для демократов в предвыборной борьбе.
Мне кажется, что единственное, от чего простой избиратель может получить истинное удовлетворение, так это от того, как ловко ему пустили пыль в глаза.