У России и Соединенных Штатов есть шанс сократить свои стратегические ядерные арсеналы примерно на треть, если американский Сенат ратифицирует новый договор СНВ. Но с этим договором связано нечто большее, чем просто дальнейшее сокращение вооружений.
Ратификация в Сенате может проложить путь к достижению прогресса по ряду ключевых нерешенных проблем безопасности, существующих между Вашингтоном и Москвой, а также между НАТО и Россией.
Это соглашение, являющееся продолжением истекшего договора эпохи холодной войны о сокращении стратегических вооружений, вызвало ненужные споры среди республиканцев в Сенате. Подписанный в апреле президентами Бараком Обамой и Дмитрием Медведевым новый договор может на этой неделе столкнуться с первым политическим испытанием, если за его рассмотрение возьмется сенатский комитет по иностранным делам. Ожидается, что это препятствие договор преодолеет, но его ратификация двумя третями сенаторов может оказаться гораздо более сложным делом.
Обсуждая детали этого соглашения, сенаторы должны помнить о потенциальных выгодах, выходящих за рамки сокращения ядерных вооружений. Ратификация не является гарантией прогресса по другим трудным вопросам безопасности, но отказ от нее наверняка воспрепятствует их решению.
Европейская система противоракетной обороны. Россия обеспокоена американскими планами создания противоракетного щита для защиты Европы от Ирана (хотя сейчас она тревожится меньше, поскольку администрация Обамы изменила планы ПРО, и теперь намерена развернуть эту систему сначала на боевых кораблях в Средиземноморье, а уже затем на суше). Россия ошибочно считает европейскую ПРО потенциальной угрозой для собственной безопасности, а также посягательством на свою "сферу влияния".
Команда Обамы, как и администрация Буша до нее, протянула руку навстречу России и предложила ей принять участие в системе ПРО. Эту идею продвигает и Германия, у которой хорошие отношения с этой страной. Такое партнерство способствует наращиванию доверия между Вашингтоном и Москвой, а также подает мощный сигнал Ирану, зациклившемуся на создании ядерного оружия.
Соглашение по тактическим ядерным вооружениям. Некоторые страны НАТО призывают США полностью избавиться от тактического ядерного оружия в Европе. Немцы считают его пережитком холодной войны. Находящиеся на шести натовских базах 200 американских авиабомб были созданы для доставки к целям на небольшом удалении.
Однако американцы заявляют, что любой отказ от ядерного оружия должен сопровождаться соглашением с Россией, у которой в два раза больше тактического оружия, чем у США. (У Америки на ее территории имеется примерно 900 единиц такого оружия; у России же этого оружия как минимум 2000 единиц, причем все оно сосредоточено внутри страны.) Соглашение по тактическим вооружениям стало бы логическим продолжением ратифицированного договора СНВ.
Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). В 2007 году Россия приостановила свое участие в этом важном договоре, нацеленном на снижение военной напряженности между Европой и Россией. Этим подписанным в 1990 году соглашением устанавливались ограничения на военную технику и вооружения, такие как танки и самолеты, для несуществующей ныне Организации Варшавского договора и НАТО. Договор предусматривал меры проверки и контроля с каждой стороны.
Надо помнить о том, что это русские танки два года тому назад вошли в Грузию. Для возобновления действия ДОВСЕ необходимо решить целый ряд сложных вопросов, но надежд на их решение будет мало, если новый договор СНВ развалится на части.
Будем надеяться, что этого не произойдет. Жалобы и претензии по поводу нового соглашения чрезмерны. Критики указывают на российские положения, относящиеся к противоракетной обороне. Но это лишь ни к чему не обязывающее заявление в преамбуле, носящее односторонний характер. Семь бывших командующих стратегическими силами США выступили недавно в поддержку этого договора, заявив, что он не накладывает ограничений на запланированную к созданию систему ПРО.
Критиков также беспокоит то, что сокращения слишком велики. Но по сравнению с прошлым это довольно скромные сокращения, составляющие около 30 процентов, после чего у каждой из сторон останется 1550 боезарядов. Это мало, если сравнивать данный договор с тремя предыдущими соглашениями по сокращению ядерных вооружений, которые подписывали три президента-республиканца. Они привели к 80-процентному сокращению.
Есть опасения по поводу проверок выполнения условий договора Россией, а также существует озабоченность по поводу необходимой модернизации остающегося у Америки ядерного арсенала. Оптимизм вызывает то, что сенатор-демократ Джон Керри, возглавляющий комитет по международным делам, работает в тесном взаимодействии с поддерживающим договор СНВ высокопоставленным представителем республиканцев сенатором Ричардом Лугаром. Вместе они стараются снять опасения республиканцев.
Поскольку в США приближаются выборы, этот договор может оказаться оттесненным на обочину из-за партийной политики и плотной повестки законодательного органа власти. Допускать такое нельзя. Этот вопрос крайне важен для "перезагрузки" американо-российских отношений, а также для выдвинутой Обамой цели по ядерному нераспространению. Он должен активно добиваться ратификации соглашения, а сенаторы обязаны задуматься о последствиях, которые возникнут в том случае, если договор не будет ратифицирован. Они должны понимать, что в таком случае стратегическое оружие никто не будет контролировать, и что возникнет масса других проблем стратегического характера.