Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Особенности нынешней избирательной кампании Александра Лукашенко

© БелТА / Перейти в фотобанкВыступление президента Белоруссии Александра Лукашенко с Посланием белорусскому народу и Национальному собранию
Выступление президента Белоруссии Александра Лукашенко с Посланием белорусскому народу и Национальному собранию
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Нынешняя избирательная кампания действующего президента проходит в новых условиях. Как это сказывается на ее содержании? Как влияет на ход кампании белорусско-российский конфликт? Вредят ли имиджу Лукашенко экономические проблемы?

Нынешняя избирательная кампания действующего президента проходит в новых условиях. Как это сказывается на ее содержании? Как влияет на ход кампании белорусско-российский конфликт? Вредят ли имиджу Лукашенко экономические проблемы?  На эти вопросы в программе «Экспертиза Свободы» отвечают политолог Владимир Подгол, политик и общественный деятель Александр Добровольский. Ведущий - Валерий Карбалевич.

Карбалевич:
Действующий президент ведет свою предвыборную кампанию уже несколько месяцев. На этот раз она имеет ряд особенностей, связанных как с геополитическими, так и с внутренними факторами. Какие это особенности?

Подгол: Во-первых, сейчас официальная пропаганда ничего не говорит о политических оппонентах Лукашенко. В сознании аполитичных избирателей получается, что их не существует. Из официальной пропаганды следует, что Лукашенко ведет избирательную кампанию в борьбе с российскими руководителями. 25 июля в воскресной передаче ОНТ прозвучало, что на "Эхо Москвы" был проведен опрос слушателей, которые отвечали на вопрос о том, кого бы они хотели видеть президентом России. И якобы 80% ответили, что на этом посту они хотели бы видеть белорусского лидера.

Добровольский:
Последние социологические опросы показывают, что белорусские граждане в качестве главных проблем видят низкие доходы и рост цен. В начале своей президентской деятельности Лукашенко имел поддержку как борец с коррупцией и богатыми. Потом он вошел в образ гаранта стабильности, прежде всего экономического. Теперь в результате экономических трудностей он этот образ теряет. Если раньше перед выборами его рейтинг рос, то сейчас он падает. Согласно опросу американской социологической службы Gallup, при открытом опросе рейтинг Лукашенко составляет 33%, а при закрытом - 44%. Это не те 50%, которые были в 2005 году.

Подгол:
Газета «Народная воля» приводит результаты опроса, проведенного государственным институтом, согласно которому рейтинг Лукашенко - 56%. Белорусский президент позиционирует себя как защитник народа от хватких российских олигархов. И если ему не удается полностью защитить страну, то он якобы и не виноват.

Карбалевич:
Целесообразно ли Лукашенко строить кампанию на идее стабильности? Или она исчерпала свой ресурс? Какое место в кампании будет занимать тема перемен в стране?

Добровольский:
Социологические опросы показывают, что более 50% населения хотят перемен, 56% хотят перемен в экономике, хотят либерализации. Но эту идею трудно использовать Лукашенко. Ведь у него - образ гаранта стабильности. К тому же перемены - это угроза власти Лукашенко.

Карбалевич:
Но именно Лукашенко объявил курс на экономическую либерализацию.

Подгол:
Стабильность в представления электората Лукашенко - это постоянный рост благосостояния. И на этот раз бюджетники получат среднюю зарплату в 500 долларов. Одновременно вторая предвыборная платформа такая: Лукашенко борется за стабильность с российским руководством.

Карбалевич:
В кампании 2001 и 2006 годов идея интеграции с Россией также не была главной, она проходила в качестве такого рутинного, дежурного тезиса. Но сейчас предвыборная кампания проходит в условиях информационной войны, Россия представляется как главный враг. То есть поменялся внешний враг. Раньше это был Запад, теперь - Россия. Как это влияет на образ, рейтинг Лукашенко?

Добровольский: Традиционно хорошие отношения с Россией, которая дотировала Беларусь, воспринимаются общественной мыслью как элемент той самой стабильности. Поэтому борьба с Россией угрожает имиджу Лукашенко как гаранта стабильности. И Лукашенко вряд ли легко выигрывает информационную войну с Россией. Основная часть электората Лукашенко (это, по моим подсчетам, около 20% населения) мыслит иррационально. И будет его поддерживать, что бы он ни делал.

Карбалевич: Может ли сильный лидер - такой, как Лукашенко - повернуть общественное мнение в любую сторону? Есть ли пределы, за которыми политический поворот населением восприниматься не будет?

Подгол: Пропаганда Лукашенко уже много лет воюет с Москвой. Главный его тезис таков: мы всегда будем дружить с российским народом, но власть в России принадлежит олигархам, Путин представляет их интересы.

Карбалевич:
Еще одна особенность этой избирательной кампании: страна сидит на кредитной игле. Она уже не может существовать без иностранных займов. Может ли эта тема стать важной в избирательной кампании? Почему даже оппозиция не акцентирует внимание на этом?

Добровольский:
Романчук на это все время обращает внимание. Если посмотреть на ситуацию глубже, то до сих пор Лукашенко реализовывал проект сохранения прежнего образа жизни. Но этот проект очень затратный, с каждым годом он требует все больших ресурсов. И сейчас нет ресурсов на его продолжение.

Карбалевич:
В любой стране политики или политические силы во время выборов соревнуются в том, кто предложит лучший проект будущего. Александр Лукашенко постоянно предлагает сохранение статус-кво. Но это работает.

Подгол: По большому счету, населению все равно, где Лукашенко находит деньги. Тезис о кредитной игле разбивается тем, что наши соседи имеют гораздо больше кредитов - и это мало кого волнует. Ведь множество долгов списывается. Во время выборов против Лукашенко могут сработать другие вещи. Например, сын Коля, которого президент повсюду тягает за собой, в сто раз больше разрушает его имидж, чем эти кредиты. Кстати, общественное мнение готово к продаже государственных предприятий.

Карбалевич: Но тезис сохранения государственного имущества - один из важнейших в образе Лукашенко как народного защитника. Он все время твердит: вы же видите, что я, в отличие от России и Украины, не распродал предприятия олигархам. Не разрушит ли приватизация этот образ?

Подгол: А вы сходите на МАЗ и спросите. На фоне постоянных сокращений, падения зарплат люди говорят: пришел бы скорее собственник и вывел завод на мировые рынки.

Карбалевич:
Они, наверное, не понимают, что первое, что сделает любой собственник, это уволит половину работников, так как они там лишние.

Подгол: Так Лукашенко постоянно говорит, что при приватизации будут сохранены социальные гарантии.

Добровольский: 80% населения считает, что в энергетической отрасли собственность должна принадлежать государству. Приватизация крупных предприятий - это разрушение ощущения стабильности.

Подгол:
В 1990-х годах Лукашенко говорил, что готов на коленях ползти в Россию, а НАТО вот-вот начнет бомбить Беларусь. Теперь все наоборот. И народ принял такой кульбит. Думаю, то же самое будет и с приватизацией.

Добровольский:
Переход в новый образ - это всегда угроза для политика.

Перевод: Светлана Тиванова