Перевод предоставлен изданием "Курсор" (Израиль)
В чем связь между искусством и политическим протестом? Действительно ли имеется такая связь? Должна ли такая связь существовать вообще? Если бы об этом спросили Леонардо да Винчи, он улыбнулся бы и продолжил создавать свои прекрасные произведения, посвященные самому красивому и сложному творению Всевышнего – человеку.
Многие художники и творцы не видели никакой необходимости в политическом протесте. Те, кто все-таки поступал подобным образом, находясь под воздействием какого-либо трагического события (например, войны), не стали приравнивать к штыку перо, а продолжили заниматься своим искусством. Были и те, кто стали наемниками политического протеста, а точнее – его рабами. Среди них нашлись такие, кто украсил свои произведения призывами к расправе с политическими противниками - в свободном мире такое искусство называется "пропагандой".
После 1945 года почти любой политический протест выглядит, как сочетание искусства и пропаганды. Политический протест получил право на свободу самовыражения, свободу творчества и свободу мысли. Искусство политического протеста выступало против универсальной несправедливости, будило мысль, задавало вопросы, касающиеся нашего будущего в мире, который пережил Освенцим.
Общепринятая формула гласит, что политическая идеология – это религиозная идея, которая с легкостью может превратиться в фундаменталистское учение, когда пренебрегают моральными аспектами вопроса. Между тем, настоящее искусство устремлено в вечность, оно – вне времени и ни от чего не зависит. А поэтому искусство и политический протест – это нормально, политическая пропаганда – нет.
Это длинное вступление было написано для того, чтобы объяснить вам, какое отвращение и разочарование вызывает выставка "Ивет", открывшаяся в одной из тель-авивских галерей. Чтобы ни у кого не возникало сомнений, скажу: я отнюдь не отношу себя к поклонникам председателя партии НДИ, личности которого посвящена эта выставка. Однако подстрекательская кампания, замаскированная под акт политического несогласия и протеста, напоминает самые мрачные периоды истории.
В свое время именно Яир Гарбуз дал название прекрасной выставке "Европа не будет читать нам мораль". И вдруг, обратите внимание, выясняется, что он сам хорошо усвоил европейские уроки – теперь он воплощает в жизнь "гнилые" европейские идеалы и демонстрирует картину, на которой написано "Садовник вырастил свинью в саду". В роли свиньи – Авигдор Либерман. Трудно не вспомнить в этом контексте другую выставку, 1920-го года, в ходе которой министр иностранных дел Германии еврейского происхождения Вальтер Ратенау был представлен в виде омерзительного насекомого, сосущего немецкую кровь. Ратенау был убит в 1922 году тремя правыми эстремистами. Этому убийству предшествовала развязанная против него подстрекательская кампания.
Возникает вопрос: что, собственно, организаторы выставки хотят нам сказать? Что художники, принимающие в ней участие, ненавидят каждого, кто мыслит иначе? Что те, кто не разделяет их идеологических взглядов, - свиньи, которых следует сдать на бойню? Что у художников есть право оскорблять, унижать, издеваться над общественным деятелни только потому, что им не нравится?
Вот вам ответ администрации художественного колледжа "Бейт Берл", который предоставил свою галерею для выставки: "Мы живем в демократическом государстве, в котором соблюдается принцип свободы творчества и свободы слова. Колледж, будучи академическим учреждением, считает важным поддерживать идеалы терпимости, мульткультуризма и критического мышления. Мы полагаем, что данная выставка отвечает всем этим идеалам".