Госдеп США назвал статус российской военной базы в Гюмри в Армении делом лишь России и Армении. Как передает РИА Новости, соответствующее заявление сделал официальный представитель Госдепартамента США Марк Тонер в ответ на просьбу журналистов озвучить позицию США относительно российско-армянских договоренностей о базе.
"Я считаю это вопросом, касающимся только двух стран - России и Армении. Разумеется, США связывают с Арменией крепкие партнерские отношения, и мы очень рассчитываем на их продолжение. А Россия является частью Минской группы и играет конструктивную роль в этом качестве", - сказал Тонер.
Согласно подписанному на днях в Ереване договору о продлении дислокации российской базы в Армении, Россия будет обеспечивать безопасность Армении. По сообщению АПА, об этом армянской редакции радио "Свобода" сказал министр обороны Армении Сейран Оганян. Оценивающий возможности военной помощи России Армении в случае возобновления военных действий в Нагорном Карабахе С.Оганян подчеркнул уверенность в оказании этой помощи: "Что же касается возможных угроз Нагорному Карабаху, стоит отметить, что гарантом безопасности выбранного пути развития народа Нагорного Карабаха является Армения, и никакая другая страна. В то же время должен отметить, что, если угроза Нагорному Карабаху, расширившись, перерастет в прямую угрозу Армении, нет сомнений, что Россия, согласно договору, выполнит взятые на себя союзнические обязательства". То, насколько прав в своих высказываниях министр обороны Армении, станет известно совсем скоро. Президент РФ Дмитрий Медведев приедет в сентябре в Баку, где, кроме всего прочего, прояснит ситуацию по данному вопросу. Тогда мы и узнаем степень угрозы России независимости Азербайджана.
А вот на заявлении, сделанном официальным представителем Госдепартамента США, стоит заострить внимание. Дело в том, что дипломатический ответ Марка Тонера является ярким штрихом к проводимой в настоящее время Америкой политике на постсоветском пространстве.
Россия фактически и юридически колонизировала одну из стран Южного Кавказа, правда, не без согласия последней, а США еще связывают какие-то надежды на продолжение крепких партнерских отношений с Арменией. По большому счету, это то же самое, что иметь партнерские отношения с Ханты-Мансийским автономным округом - Югра - субъектом Российской Федерации, да еще в составе Тюменской области.
С другой стороны, одной из важных задач США на Южном Кавказе являлся вывод Армении из-под влияния России, в связи с чем урегулирование отношений между Арменией и Турцией стало одной из приоритетных политических инициатив США в регионе. То есть США попытались посредством Турции овладеть территориальным пространством Армении, что означало бы фактическое выдворение российских войск из этой страны и окончательное закрепление Вашингтона на Южном Кавказе. А это в свою очередь привело бы к тому, что США получили бы дополнительные ресурсы для втягивания стран уже Центральной Азии в геополитическую орбиту Запада и вывода их из-под влияния России. Но получилось как раз-таки наоборот.
Ведущий научный сотрудник отдела Кавказа Института стран СНГ Феликс Станевский в статье "Размышления после государственного визита в Армению" пишет: "Нет сомнения: главной темой визита и армянская, и российская стороны считали вопрос по виду откровенно военного порядка - подписание протокола N5 о внесении изменений в договор о 102-й российской военной базе в районе Гюмри, на территории Армении.
Однако заметных перемен в сегодняшней военной конъюнктуре на Южном Кавказе этот протокол не предусматривает. Как следует из его текста, единственная, по сути, новизна состоит в продлении сроков дислокации РВБ в Гюмри с 25 лет до 49. Главную идею протокола надо искать не в военной сфере, где нет изменений, а в области геополитической, ибо тут изменения существенны. Они начались с августовской войны 2008 года, в пять дней проигранной режимом Саакашвили, несмотря на массированную военную, финансовую и пропагандистскую поддержку со стороны Соединенных Штатов и Евросоюза. Поражение западного протеже обозначило конец двадцатилетнего отступления России на Кавказе, а признание ею независимости Абхазии и Южной Осетии, размещение там российских военных баз в соответствии с двусторонними договорами со всей ясностью говорили о возвращении в Закавказье российского присутствия. Визитом Медведева в Ереван сделан еще один крупный шаг: подписав протокол N5, Россия без обиняков заявила о намерении закрепиться в Закавказье всерьез и надолго", - отметил Станевский.
А о России, по словам Марка Тонера, которая является частью Минской группы, и о ее "конструктивной роли" в этом качестве мы не раз писали, так что не будем повторяться.
Дело в другом. 4-5 июля 2010 года на Южном Кавказе побывала госсекретарь США Хиллари Клинтон, которая постаралась заверить Грузию, Армению и Азербайджан в том, что Вашингтон, осуществляя "перезагрузку" своих отношений с Россией, не оставил их. В этих странах господствовало ощущение того, что Соединенные Штаты сегодня гораздо меньше заинтересованы в них и в сотрудничестве с ними, чем при президентах Джордже Буше и Билле Клинтоне.
С другой стороны, и в центральноазиатских странах, куда Клинтон не поехала, также был слышен ропот по поводу недостатка внимания со стороны администрации Обамы. Более того, странам ЦА не нравилось, что им уделяется внимание только тогда, когда они могут служить в качестве промежуточных аэродромов для самолетов, летящих в Афганистан. Мысль о том, что США "покидают" постсоветское пространство, начала укрепляться в сознании после того, как с повестки был снят вопрос о членстве Украины и Грузии в НАТО. Эта же мысль окончательно укрепилась после решения президента РФ Дмитрия Медведева коренным образом изменить внешнеполитический курс страны, когда ее основными партнерами были объявлены ЕС, а именно: Германия, Франция и Италия, а также США. При этом государства постсоветского пространства с точки зрения стратегической важности для РФ были поставлены даже не на второе, а на третье место, что можно было принять в качестве сигнала для этих стран: борьба на этом пространстве выиграна. Не зря сразу же после этого некоторые пророссийски настроенные представители власти в Азербайджане в один голос заговорили о стратегическом партнерстве и перспективах сотрудничества с Россией. Эти же лица после истории с российской военной базой в Армении сегодня либо встали в "позу обиженных", либо же с упорством советского партизана, попавшего в "лапы гестапо", молчат. Тоже ждут Медведева.
Но только ли страны постсоветского пространства виноваты в создавшейся ситуации? Отнюдь нет. Они были оставлены один на один с Россией, которая постоянно давила на эти страны.
Безусловно, Россия всегда считала постсоветское пространство зоной своего традиционного геополитического влияния, при этом ревностно относилась к любым попыткам активизации деятельности конкурентов - США, под которыми подразумеваются НАТО и ЕС.
Итогом всего этого является то, что основное внимание Вашингтона приковано к другим точкам на мировой карте, а у Евросоюза в нашем регионе положение вообще весьма непрочное. Политика соседства ЕС оказалась малоэффективной, а запущенная в мае 2009 года программа "Восточное партнерство" действует пока недостаточно долго, чтобы продемонстрировать свои отличия. Более того, ситуация еще больше усугубляется тем, что внешнеполитический механизм ЕС в настоящее время находится как бы в состоянии бюрократического паралича.
К слову сказать, все это заметно на примере Молдовы, которая сегодня больше чем когда бы то ни было стремится к сближению с ЕС, а в Брюсселе это мало кто замечает.
А о центральноазиатской стратегии ЕС, которая страдает непоследовательностью, и говорить не стоит.
Тем самым и США, и ЕС волей-неволей обеспечили России свободу действий для консолидации своих позиций на постсоветском пространстве, которые в свое время Владимир Путин, а теперь и Дмитрий Медведев любовно называют "сферой привилегированных интересов".
Показательно, что Кремль мастерски использовал вакуум влияния в регионе, который произошел после "отступления" США, и сегодня добивается успехов в затягивании бывших советских республик на свою орбиту. Для этого Россия долгие годы использовала разные методы принуждения и уговоров, а где-то ей приходится упрашивать и угождать.
Так, Москва неоднократно прибегала к торговым эмбарго и прочим экономическим мерам давления на соседей. Особенно это касается Грузии и Латвии, где ее собственные коммерческие интересы были ограниченными. Но применение экономических санкций ни разу не дало России то, чего она добивалась. Компании и предприятия пострадавших стран активизировали свои усилия по поиску альтернативных рынков и источников инвестиций, что в итоге привело к снижению их зависимости от России.
Московская стратегия усиления влияния через прямой контроль над местным бизнесом оказалась более успешной в Армении, где в целых отраслях доминируют российские компании.
Но самым перспективным инструментом российской политики в соседних странах остаются все же энергоресурсы. Чтобы добиться желаемого от соседних стран, Россия использует планы прокладки трубопроводов, проекты строительства АЭС, цены на газ и поставки нефти. В Беларуси и Украине Россия движется вперед к своей цели и может получить контроль над транзитными трубопроводами. Последнее противостояние между Беларусью и Россией по поводу газовых цен и оплаты за транзит показало лишь то, что у Минска нет выбора. В Украине России удалось за счет снижения цен на газ продлить аренду базы в Севастополе для своего Черноморского флота. Она также довольно успешно подводит Киев к тому, чтобы тот хотя бы подумал о слиянии газовых монополий двух стран - "Газпрома" и "Нафтогаза". Это дало бы России, по сути дела, рычаги управления транзитными трубопроводами Украины. Что касается проектов строительства АЭС, то Россия и Армения подписали 20 августа 2010 года межправительственное соглашение о сотрудничестве в строительстве атомного энергоблока и атомных электростанций на армянской территории. Около 20%, или 1 млрд. долларов, взяла на себя Россия, еще 20% обеспечит Армения, а остальная сумма будет привлечена за счет инвесторов.
И, наконец, США могли бы использовать ситуацию, когда Россия применила военную силу против Грузии в августе 2008 года. Тогда это дало обратный результат, поскольку даже самые стойкие союзники Москвы постарались ослабить свою зависимость от все более опасного и властного соседа. Именно после этого Беларусь повернулась в сторону Европейского Союза, а Армения начала переговоры с Турцией. Но и тогда Вашингтон упустил этот шанс.
Вместо этого кризис и политическая нестабильность позволили России все более усилить свою роль, и, как видно, она с этой задачей справляется. Москва за время бездеятельности США и ЕС смогла выстроить жесткую структуру постсоветского пространства, патронируя ряд республик через такие организации, как ОДКБ, ШОС, ЕврАзЭс и Таможенный союз. Все это произошло от того, что США не имели последовательной политики в этом регионе и в основном сосредоточились на краткосрочной выгоде для себя. США основывали свою политику на предположении, что Россия продолжит свое активное присутствие на этих территориях в обозримом будущем. Возможно, поэтому, если раньше позиция России в отношении региона была менее внятной и непредсказуемой, в последнее время Москва четко определилась в собственной политике на постсоветском пространстве.
Между тем президент Грузии Михаил Саакашвили считает, что политическое решение о приеме Грузии в НАТО будет принято в ближайшее время. "Технический этап (процесса вступления Грузии в НАТО - "ИФ") проходит нормально. Я думаю, политическое решение не за горами", - сказал он в интервью радиостанции "Эхо Москвы", которое вышло в эфир в четверг.
Президент Грузии напомнил, что грузинская армия участвует в военной операции в Афганистане, увеличивая присутствие в этой стране. Кроме того, он подчеркнул, что Грузия частично используется в качестве транзитного пути для снабжения военных операций в Афганистане.
Как говорится, надежда умирает последней...