Говорить о приходе к власти сегодняшней демократической оппозиции не приходится; костяк будущего руководства составят наиболее дееспособные выходцы из современной номенклатуры. Рассуждать о том, какой будет Белоруссия по завершении сегодняшнего режима, достаточно сложно. Что из себя будет представлять «Белоруссия без Лукашенко», будет очень сильно зависеть от того, каким образом, при каких обстоятельствах и когда произойдет отход А. Лукашенко от власти (или если произойдет демонополизация его власти), а также от того, какие меры белорусская авторитарная власть осуществит в период от сегодняшнего дня до того момента. Тем не менее, некоторые контуры той картины можно обрисовать уже сейчас и, думая о будущем, иметь их в виду.
О необходимости трансформации «сверху»
Прежде всего, правящая элита современной Белоруссии должна осознать, что для полноценной экономической трансформации (необходимость которой, кажется, эта элита осознает), нужна трансформация политическая. Трансформация необходима как для сохранения стабильности в стране, так и для нормализации отношений с другими государствами.
Считается, что среди лукашенковской номенклатуры есть фракция прагматиков, потенциально готовых к трансформации страны ради сохранения власти. Называются имена В. Лукашенко и его окружения - В. Макея, Н. Петкевич. Реальная надежда Беларуси теперь на этих людей и на судьбу, которая могла бы подвигнуть их к этому. Никаких иллюзий на их счет иметь нельзя, от «лукашистов» старого призыва их скорее всего отличают не ценности, а гибкость и широкий кругозор.
Теперь у режима достаточно благоприятное время для политической трансформации с точки зрения внутриполитической ситуации: со времени переворота 1996 г. оппозиция находится в очень слабом и разобщенном состоянии, нет никаких внутриполитических игроков, которые могли бы стать угрозой власти. Тем не менее, ухудшение отношений официального Минска с Россией свидетельствует о том, что такие игроки, ангажированные Кремлем, вскоре могут появиться. С другой стороны, существует вероятность, что политическая демократизация совпадет по времени с резким ухудшением уровня жизни в стране.
Минусы реформирования для существующих элит
Среди минусов политических реформ для элиты: большая сложность содержания политической власти, необходимость учиться действовать в условиях политической конкуренции, сужение легальных и нелегальных финансовых потоков, бенефициарами которых выступают приближенные к правящей элите люди.
Плюсы - большая стабильность и предсказуемость развития страны, возможность делить ответственность за положение в стране с политическими конкурентами, возможность легализовать себя и приобретенные за годы правления материальные активы внутри страны и за ее пределами.
Альтернатива трансформации - усиление репрессий и жестокости режима, которые на фоне экономических проблем скорее всего приведут к бесконтрольному развитию событий, что может обусловить революционную смену власти со стороны ангажированных Россией членов номенклатуры второго-третьего уровня; это может сопровождаться взрывами общественного протеста.
Реформирование авторитарного режима «сверху» вместо революции в долгосрочной перспективе выгодно всем сторонам. Огорчает то, что наиболее подходящим временем для экономических реформ было начало 2000-х гг., однако реформы начались только когда Россия начала переводить отношения с Белоруссией на рыночную основу. Также вероятно и то, что шаги в направлении трансформации мы увидим не ранее, чем на горизонте появится реальная опасность революционной смены власти.
Внутренняя политика: больше демократии, белорусского языка и коррупции
Речь не идет о приходе к власти сегодняшней демократической оппозиции; костяк будущего руководства составят наиболее дееспособные выходцы из современной номенклатуры. При трансформации «сверху» это скорее всего будут люди, которые сейчас занимают высшие позиции в правительстве и Администрации президента. Идеология этих людей более или менее известна - точнее, речь следует вести об отсутствии четкой идеологии и наличии вместо нее собственных материальных интересов и социально-культурных характеристик, таких как принадлежность российскому культурному пространству (что не означает лояльности к Кремлю), стремление к западным потребительским стандартам, инерционная эмоциональная привязанность к СССР при крайне фрагментарном разделении социалистических ценностей и т.д.
Можно ожидать четкого оформления партии власти как выразителя интересов существующего режима. Заготовка такой партии уже существует в виде ОО «Белая Русь».
Тем не менее, любая новая власть с большой долей вероятности будет вынуждена сделать определенные уступки в пользу демократии. Возможно появление представителей оппозиции (прежде всего партий «Справедливый мир», ОГП, локальных активистов, возможно, БХД) прежде всего в местных органах власти, а также, вероятно, в национальном парламенте.
В результате демократизации следует ожидать структуризации и активизации четких пророссийских славянофильских политических сил; Россия начнет использовать эти силы для влияния на внутриполитическую ситуацию, как это было в Украине. Скорее всего, нас ожидает большая степень свободы слова, хотя попытки давления на независимые печатные СМИ будут продолжаться, пусть и в менее ярких формах.
Демократическая оппозиция будет вынуждена в большей степени искать опору во внутренних ресурсах страны, но это будет делать проще, чем сейчас. Можно предвидеть повышение конкуренции в ее рядах и очистку от неконкурентоспособных актеров.
Произойдет трансформация силовых органов власти, несущественное сокращение их штата в условиях необходимости экономии финансовых средств. Тем не менее, реформа силовых структур потребует политической воли высшего руководства страны и может оказаться проблематичной.
В случае органической трансформации можно ожидать улучшения возможностей для белорусского языка. Маловероятно возвращение ему статуса единственного государственного, скорее произойдет сдвиг в сторону реального двуязычия вместо нынешнего фактического доминирования российского языка.
Экономика: только решительные либеральные реформы могут спасти от катастрофы
Трансформация или, при ее невозможности, свержение современного режима в Белоруссии будут вызваны и простимулированы в первую очередь экономическими причинами. Современная белорусская экономическая модель доказала свою неэффективность, в связи с чем власти Белоруссии с опозданием на 15 лет начали наконец рыночные реформы.
Последовательность и полномасштабность процесса реформирования страны определит характер изменения режима (трансформация или свержение). Стране нужны решительные рыночные реформы по образцу тех, что в последние годы провела Грузия. Нужно существенное упрощение налогообложения, облегчение для иностранных инвестиций (начиная с односторонней фактической кассации виз для граждан ЕС, США и других стран), максимально возможное упрощение ведения индивидуальной предпринимательской деятельности.
Отсутствие политической воли к либеральным реформам в экономике - наибольшая опасность для Белоруссии в условиях перехода от модели 2000-х гг. Если в Беларуси не будет создана экономическая система, в которой условия экономической деятельности будут привлекательнее, чем у соседей, существует опасность сильного экономического кризиса, «молдавизации» трудового рынка, деиндустриализации. Рыночные реформы будут проведены в Белоруссии в любом случае, вопрос в том, смогут ли они предотвратить экономический кризис или воспрепятствовать его последствиям.
Белоруссия скорее всего уже упустила шанс на прозрачную и честную приватизацию государственного имущества.
С большой долей вероятности на момент ухода в отставку или первых свободных выборов подавляющее большинство имущества будет приватизировано в пользу приближенных к власти или в пользу иностранных инвесторов. Пересмотр итогов приватизации может только навредить экономическому развитию страны.
Перехода на рыночные взаимоотношения с Россией вряд ли можно избежать. Уже одно это может стать фактором внешнеполитической стабильности для Белоруссии, или только подчеркнуть необходимость решительных либеральных экономических реформ.
Отсутствие перспективы присоединения к ЕС в ближайшей перспективе и возможности получения спонсорской поддержки по линии ЕС также должны служить стимулом для реформ. Встанет вопрос о присоединении Беларуси к Всемирной торговой организации.
Международная политика: между СНГ и ЕС
Любая новая власть в Белоруссии даже если не будет напрямую финансироваться Кремлем (что вероятно в случае смены власти через переворот), то будет вынуждена считаться с его интересами. При определенных условиях возможно восстановление, активизация и наполнение реальным содержанием интеграции на постсоветском направлении, по крайней мере, в рамках ОДКБ, Таможенного союза. Это прежде всего будет зависеть и от желания и способности России развивать эти образования на фоне того, что президент Медведев недавно объявил приоритетом внешней политики РФ отношения со странами Запада.
Следует ожидать определенного размораживания белорусского участия в европейской кооперации. Возможно присоединение Беларуси к Совету Европы, вероятно как цель новым правительством будет провозглашена интеграция страны в Евросоюз.
Интеграция в НАТО маловероятна, хотя возможности ее продвижения существенно улучшатся.
Географическая и логистическая близость Белоруссии к Европейскому Союзу, Польше и Литве может стать предпосылкой для более тесных связей с этими странами, для активизации попыток оформить Центральную Европу в качестве политического полюса. Есть опасность сворачивания совместных экономических проектов с Китаем, Венесуэлой и Ираном, что было бы потерей единственных сохранившихся внешнеполитических достижений правления Лукашенко.
В любом случае, трансформация Белоруссии откроет значительные перспективы диверсификации внешней политики.
Выводы
Наиболее близким примером того, что из себя будет представлять Беларусь после трансформации режима, является современная Украина: внешне относительно демократическая европейская страна с относительно рыночной экономикой и за пределами европейской интеграции. Однако Белоруссия имеет и ряд отличий от Украины:
- меньшие размены и близкое соседство с Польшей и Литвой могут обусловить более тесные связи с этими странами, большие возможности для перенимания западноевропейского опыта;
- уже сегодня виден потенциал для серьезного прогресса рыночных реформ в Беларуси в сравнении с Украиной. По итогам 2009 г. Белоруссия перестала быть самой «экономически несвободной» страной в Европе в рейтинге «Heritage Foundation» и уступила это место именно Украине. Ключевой вопрос - в реформировании белорусской налоговой системы;
- некоторая культурная и геополитическая неопределенность и слабая национальная сознательность общества могут при определенных условиях создать угрозу независимости, хотя такое развитие событий маловероятно.
Потенциально Беларусь имеет прекрасные шансы на продуктивное развитие, однако зависеть это будет от характера политических преобразований в стране.
Перевод: Светлана Тиванова