Президент Медведев предложил Московской думе кандидатуру Сергея Собянина на пост мэра. На этой неделе Мосгордума одобрит эту кандидатуру. Георгий Бовт, журналист и политик, рассуждает о том, почему правильно отрегулировать светофоры, создать систему штрафов за неправильную парковку и навести порядок в коммунальном хозяйстве – большая задача для политика федерального масштаба, а разрешать ли оппозиции бастовать на Триумфальной площади – рутина регулирующих органов.
- Насколько назначение Собянина на пост мэра было ожидаемо?
- Это был не очень неожиданный человек. Большинство экспертов так и предполагало. Хотя пауза перед назначением была довольно подозрительной, потому что в стилистике сегодняшней политики назначений - поддерживать секретность до самого последнего момента. И отсутствие секретности по странному какому-то обычаю считается недопустимым. В данном случае мы наблюдали отход от секретности, и я даже как-то в последние дни заподозрил было, что, может быть, в конечном итоге это будет и не Собянин. Но прогнозы оправдались.
- Насколько это назначение оптимально?
- Мы не знаем, какие могли бы быть кандидатуры. Назывался некий ограниченный круг лиц, каждый из которых мог бы, в принципе, управлять Москвой. Вопрос в том, насколько этот человек будет адекватен потребностям московского городского хозяйства. У Собянина, как говорят, был неплохой опыт управления сибирским городом Когалымом. И в Тюменской области он считался неплохим губернатором, весьма эффективным. Но надо учитывать, что Тюменская область в денежном плане очень богатая. Москва в этом схожа – здесь тоже очень много денег. Но здесь нужны современные решения вопросов функционирования мегаполиса 21-го века века. Бывший мэр Юрий Лужков был, конечно, управленцем другой эпохи. Я его сравнил бы с Хрущевым, он, наверное, человек из того времени и даже чем-то похож на Хрущева. Насколько Собянин человек 21-го века века, я пока не могу сказать. Он был незаметен, тих и скромен. Как он будет управлять городским хозяйством, пока сказать трудно.
- Вы бывали в Нью-Йорке. Вы замечали там руководящую городским хозяйством руку мэра?
- Я заметил там сильную руку мэра по одному очень интересному явлению. Я впервые приехал в Нью-Йорк в самом начале 1990-х годов. И там я жил на краю Гарлема. Это было совершенно ужасное место. Мы с моим приятелем учились неподалеку и были два единственных белых человека. Также мы были единственными, кто в местном продуктовом магазине покупал еду за деньги, а не за талоны. Ходить там ночью было очень страшно. При том, что мы одевались очень бедно, но на моего товарища все равно один раз напали с ножом, как раз когда он собрался идти в театр. Когда я приехал в Нью-Йорк спустя 15 лет, я не узнал его: это был совершенно другой город. В мое время 42-я улица была рассадником проституции и разврата, сейчас это очень приличное место. Вообще «район приличных мест» очень сильно расширился. Даже невообразимый по криминальности Гарлем сдвинулся наверх. Предыдущий мэр Джулиани провозгласил политику «нулевой терпимости» - малейшее правонарушение должно было пресекаться. Если банда подростков просто весело идет по улице и задевает прохожих, то их надо арестовывать, потому что в следующий раз они разобьют окно, а через раз они кого-нибудь зарежут. В Москве тоже нужны некие грамотные решения.
- В Москве все же нет Гарлема, милиционер не встает на твоем пути, если ты вышел из метро не в том месте. И вообще в Москве нет кварталов тотального неблагополучия, как в Нью-Йорке или рядом с Белым домом в Вашингтоне.
- Я считаю, что в Москве полно «маленьких» Гарлемов, они, может быть, не в центре, но в Москве все перемешано. Здесь нет совсем-совсем приличного района, потому что всюду живут разные люди по социальному статусу и по национальной принадлежности. Я, например, живу в центре. Рядом в выселенном доме живет, на мой взгляд, несколько тысяч гастарбайтеров, которые превратили местный дворик в такой «азиатский» садик. И там очень подозрительно пахнет – такой сладковатый дымок висит в воздухе. Так что эти гарлемы есть везде – Москва в этом плане сложнее. В Москве все перемешано, поэтому сложнее решать проблемы.
- Вы считаете, что оптимально разграничить город на национальные и социальные гетто? Это задача 21-го века, которую призван решать Собянин?
- Нет, я не хотел бы никаких гетто. Но если сравнивать ситуацию в Москве и Нью-Йорке, то в Нью-Йорке она понятнее. Есть районы, куда ходить не надо. А в Москве ты можешь нарваться на неприятности в любом районе.
- Как бы вы выстроили приоритеты для нового мэра – чем он должен заняться в первую очередь?
- Парковочной службой, которая следила бы за правильностью парковки. Мне кажется, это то, что нужно создать в первую очередь. Служба эвакуации неправильно припаркованных автомобилей абсолютно неэффективна с точки зрения организации дорожного движения. Они выполняют план по эвакуации примерно 400 машин в день, но улицы при этом они не разгружают. Потому что люди таковы, что как только эвакуатор убирает неправильно припаркованную машину, то тут же на ее место становится другая. Должны ходить сотрудники парковочной службы, которые клали бы под дворник неправильно припаркованной машины квитанцию со штрафом, но не на 100 рублей (3 доллара), а на 1000 или даже 3000 тысячи. Они должны заносить это все в компьютер. Должен быть контроль за тем, чтобы эти штрафы платили. Это несколько дисциплинирует людей.
Второе, чем следует незамедлительно заняться мэру, это пересмотром градостроительных норм, которые подразумевали строительство офисов в центре так, чтобы одно машиноместо в подземном гараже было рассчитано чуть ли не на 10 человек. Такого быть не может. Этих паркингов должно быть много и на большое число машин.
- Вполне решаемые задачи управления, нет?
- Разумеется, не Бог весть какой сложности программа. Но вы же представляете, что начнется, когда наша тетенька будет не просто класть квитанцию со штрафом, но будет договариваться с тобой, что за наличные деньги она у тебя этот штраф забирает.
- Кроме борьбы с нежеланием водителей соблюдать правила и платить штрафы, что еще надо решать мэру?
- Москва перегружена офисами в центре. Нужно провести ревизию: что из зданий, построенных методом «точечной» застройки, следует снести. Следует пересмотреть правила точечной застройки и больше ничего подобного не строить в городе. Многое предстоит сделать в организации самого дорожного движения. С 70-х годов идут разговоры о том, что на магистралях нужно делать «зеленую волну». Хорошо бы, чтобы хоть в одном месте она уже появилась – все же новое тысячелетие началось. Предстоит организовать «карманы» для общественного транспорта. Потому что сейчас этот общественный транспорт останавливается на правой полосе и останавливает движение всей правой полосы. Пересмотреть дорожные знаки – многие из них вызывают вопросы. Расширить повороты, разгонные полосы. Многое на дорогах Москвы сделано с менталитетом хрущевского управленца.
- В Москве есть протестные группы, которые возмущены тем, что им не позволяли протестовать там, где они хотят. Новый мэр им это позволит?
- Это не самая главная проблема для мэра. В Москве не так много протестующих, чтобы это составляло большую проблему. Их максимум наберется 1000 человек. Как только им разрешат выходить на Триумфальную площадь, в следующий раз их будет уже 500. Уже даже Сурков сказал в интервью по поводу назначения Собянина, что проблемы в том, чтобы разрешить им собираться на Триумфальной, не существует – пусть собираются.
Есть куда более важная проблема: коммунальное хозяйство, которое все пронизано коррупцией. Лужков говорил, что москвичи платят 60% за коммунальные услуги. Они все время при этом дорожают. И при этом все время остается 60%? Что-то не так с тарифами. И что-то не так с расходованием тепла, воды. Там много воровства, и надо наводить порядок. Надо решать с «липовыми» ТСЖ, которые насоздавались по велению московских властей и по пассивности московских жителей. Там тоже много воровства. Так что мэру предстоит решить много чисто городских проблем.
- Иначе говоря, власть хочет, чтобы мэр решал проблемы городского хозяйства, а не становился политической фигурой?
- Если он решит хотя бы часть этих проблем, он автоматически станет политической фигурой. Если будет видна хоть толика эффективности управления, то это будет выгодно отличаться от того, что было, и от распространенной модели управления. На такого человека нельзя будет не обратить внимания.