Сделаем небольшую паузу в серии наших статей «Размышления о Бразилии», чтобы рассмотреть возможные последствия некоторых стратегических соглашений, которые Венесуэла заключила с Россией.
Всегда, когда возникает ядерная держава, то те страны, которые уже обладают ядерным оружием, теряют часть своего потенциала сдерживания, поскольку главная область его применения политическая, а не военная. Влияние стран, в распоряжении которых находится ядерное оружие, увеличивается несоразмерно. В этой связи, как мне представляется, Россия вряд ли пойдёт на передачу Венесуэле ядерного оружия, поскольку это отрицательно повлияет на её собственное влияние в мировых делах (любая ядерная держава выступает против распространения ядерного оружия).
Однако в настоящее время создаётся психологическое ощущение, что применять их нет необходимости. Более того, я даже рискну утверждать, что и иметь их тоже не нужно. Достаточно лишь убедить своих противников в том, что существует возможность каким-то образом обзавестись этим оружием или радиоактивными материалами, и вот уже отдельные государства или группы мятежников начинают добиваться своих целей с помощью ложных угроз, отнюдь не соответствующих их реальным возможностям.
Эта игра на запугивание с определённым успехом применяется Северной Кореей и Ираном, чьё руководство активно использует данный приём в новом многополярном мире. Она может быть взята и в качестве образца для внешней политики венесуэльского правительства, которая имеет ряд общих черт с внешнеполитическим курсом вышеупомянутых стран: прежде всего, ограничения внутренних свобод и конфронтация с западными державами и их союзниками. Подобный курс может привести к серьёзным потрясениям в Западном полушарии, создавая таким образом определённые геополитические преимущества для России, которую вытесняют из её традиционных сфер влияния.
Но за соглашением о сотрудничестве в ядерной энергетике и поставках тяжёлых танков T-72 и T-90 может последовать закупка вооружений, которые вполне вписываются в контекст Боливарианской революции: зенитные комплексы С-300. Будучи простыми в обслуживании и эксплуатации, обладая улучшенными техническими характеристиками, способностью к быстрому и скрытому развёртыванию, зенитные комплексы С-300, продажа которых Ирану была запрещена по решению Совета Безопасности России, вполне могут оказаться в распоряжении Каракаса.
Нельзя исключать треугольную комбинацию, при которой Россия передаёт оружие, не имея возражений со стороны других держав, а Иран получает его через Венесуэлу, которая оставляет себе часть арсенала. Современная стратегия Запада в области обычных вооружений предполагает превосходство в воздухе, которое будет значительно сложнее обеспечить, если противник обладает высокоэффективной зенитной системой.
Отсутствие радиолокационных станций и наличие зенитных систем С-300 усиливают неуверенность относительно деятельности властей Ирана и Венесуэлы в своих странах, которая приводит к затяжной нестабильности при малых затратах.
Таким образом из-за географического положения и характера существующей власти, Венесуэла не может создать эффективную систему альянсов с евразийским странами. Но эту геостратегическую изоляцию руководители страны пытаются преодолеть посредством приобретения вооружений, что позволит добиться тактических целей Революции: неуверенности и дестабилизации. Методом крупной революционной державы является война, а малой– сеяние смуты.