У переговоров Николя Саркози, Ангелы Меркель и Дмитрия Медведева, которые прошли на днях во французском Довиле, просматривается целых три измерения. Самым значимым из прозвучавших на них заявлений, стали слова об участии российского лидера в лиссабонском саммите НАТО-Россия 19 и 20 ноября, в ходе которого Североатлантический альянс должен рассмотреть принятие новой «стратегической концепции». Проявление доброй воли Дмитрия Медведева дошло до того, что он объявил о готовности своего государства изучить возможность присоединения к проекту европейской ПРО.
Знаки симпатии в адрес Медведева
В то же время не стоит забывать и о двух других «измерениях» встречи в Довиле. Первое касается самой личности Дмитрия Медведева. Николя Саркози и Ангела Меркель рассыпаются в любезностях в его адрес, так как верят в его большое будущее. Совершенно очевидно, что говорить с ним гораздо проще, чем с Владимиром Путиным. Хотя президент Франции всегда был реалистом и протянул руку Путину, когда тот возглавлял Кремль (вопреки громким заявлениям во время предвыборной кампании 2007 года, когда он заявил, что не пожмет покрытых кровью рук автократов), «либеральная» риторика Медведева подходит ему гораздо лучше. Что до Ангелы Меркель, ее знание русского языка тоже отнюдь не помогло ей сблизиться ее с Владимиром Путиным. Все выглядит так, словно французский и немецкий лидеры хотят укрепить позиции молодого российского президента по отношению к его наставнику. Дипломаты в Париже и Берлине напрасно твердили о том, что тандем Путин-Медведев «работает хорошо»: даже они уже больше не могут закрывать глаза на борьбу за власть, которую ведут между собой различные кремлевские кланы. В то же время поддержка модернизатора-Медведева таит в себе определенные риски, так как все признаки наводят на мысль о том, что Путин опять встанет у руля страны в 2012 году.
Однако Медведев прельщает Запад своими речами о модернизации России и том, вкладе который должна привнести в нее Европа, то есть о «партнерстве для модернизации».
Именно здесь становится заметным еще одно, франко-германское измерение саммита в Довиле. Дело в том, что в гонке за модернизацию России Германия и Франция являются самыми настоящими конкурентами. У первой есть здесь огромное преимущество, что, однако, не мешает французским предприятиям требовать свой кусок потенциального пирога. Франция меньше зависит от России в плане снабжения энергоносителями и соответственно не испытывает того же давления, что и Германия, которая стремится одновременно развивать как экономические, так и политические связи с Москвой. Такие различия в положении Парижа и Берлина объясняют (по крайней мере, отчасти) неспособность Европы выработать общую стратегию в отношении России. В этой связи трехсторонняя встреча представляет собой положительный знак, так как она должна отвратить Москву от ее любимой игры, которая состоит в том, чтобы настраивать одни европейские страны против других, а не взаимодействовать с Европейским Союзом как таковым.
Не задевая других
Бесспорно, трехсторонняя встреча Франции, Германии и России заставила скрежетать зубами очень многих. Итальянцы с трудом могут принять то, что их оставили за бортом. Хотя отношения Варшавы с Москвой и демонстрируют значительное улучшение, и она даже участвовала в подготовке саммита в Довиле, Польша все еще опасается того, что крупнейшие державы могут договориться у нее за спиной.
Николя Саркози и Ангела Меркель приложили все усилия, чтобы представить переговоры с Дмитрием Медведевым как вклад в общее укрепление сотрудничества и безопасности в Европе. Своей демонстрацией доброй воли к НАТО президент России смог удовлетворить все их ожидания. В целом климат отношений Запада и России заметно потеплел за последние месяцы, что в немалой степени связано с «перезагрузкой» отношений Москвы и Вашингтона, подписанием соглашений по сокращению стратегических вооружений, официальной приостановке расширения НАТО, пересмотру проекта ПРО администрации Буша-младшего и переходу Украины от демократии к постсоветизму.
Конечно, остается еще целый ряд спорных вопросов и «замороженные конфликты» на Кавказе и в Молдавии (Приднестровье), ответственность за решение которых в значительной степени ложится на Москву. Ее готовность к компромиссу станет своего рода проверкой серьезности ее «европейских» намерений.