«Сегодня я принял политическое постановление, но постановление, которое будет иметь и финансовые последствия. Я отозвал вето на возможность участия Белоруссии в «Северном измерении», - заявил 2 ноября в Минске министр иностранная дел Польши Радослав Сикорский. Какие дивиденды Может получить Белоруссия в случае присоединения к проекту ЕС «Северное измерение»?
Андрей Валодькин: Прежде всего, нужно отметить, что 2 ноября Беларусь получила лишь статус наблюдателя, а не полноценного участника «Северного измерения» («СИ»). Точно так же, как полтора года назад она получила статус наблюдателя при Совете государств Балтийского моря (СГБМ). На первый взгляд, оба события можно назвать значительными успехами «северного вектора» белорусской внешней политики. Однако здесь следует вспомнить, что мы получили статус наблюдателя в «СИ» одновременно с Канадой и Соединенными Штатами, а в СГБМ такой же статус уже давно имеют такие далекие от Северной Европы страны, как Италия, Франция и Украина. Таким образом, успех этот довольно условный, так как статус наблюдателя вовсе не означает признания за определенной страной каких-то особых прав и интересов в Северной Европе. О том, что это скорее формальность, свидетельствуют и слова министра иностранных дел Норвегии
Й.Г. Стёре: Комментируя решение о предоставлении Беларуси статуса наблюдателя в «СИ», он отметил, что это фактическое признание того, что она уже и так участвует в ряде проектов «СИ». Так, Беларусь является полноправным участником и, фактически, одним из основателей созданного в 2009 г. в рамках программы «СИ» Партнерства в области транспорта и логистики. Это произошло потому, что формат «СИ» предусматривает возможность участия в его мероприятиях и третьих стран. Поэтому вряд ли статус наблюдателя в «СИ» что-то принципиально изменит в характере практического взаимодействия стран Северной Европы с Беларусью. Это скорее символический акт признания того, что она больше не рассматривается как страна-изгой в Северо-восточной Европе.
Что касается самой программы «СИ», она является региональной стратегией развития Северной Европы и региона Балтийского моря, осуществляемой в рамках общей внешней политики ЕС (например, «Южного (Средиземноморского) измерения» или более известного у нас «Восточного партнерства»), а не инструментом финансовой помощи с его стороны. Более того, программа вообще не имеет своих собственных источников финансирования. Принимая финскую инициативу о «СИ», Еврокомиссия сразу отметила, что не будет тратить на ее осуществление никаких дополнительных средств - речь может идти лишь о перераспределении ресурсов между другими финансовыми инструментами и программами поддержки ЕС (типа ИНТЭРРЭГ, форели, ТАСИС), которые уже действовали в регионе, и усилении координации их деятельности. Таким образом, довольно трудно определить прямые выгоды от участия в данной программе в условиях, когда нет четких критериев, по которым можно было бы отделить проекты и мероприятия «СИ» от тех, что осуществляются в этом регионе в рамках плановой деятельности структурных фондов Евросоюза. Некоторые эксперты и исследователи в этой связи отмечают, что зачастую в отчетах ЕС итоги реализации одних и тех же проектов заносились как на счет «СИ», так и на счет, например, ИНТЭРРЭГ, что очень усложняет определение и оценку того вклада, который вносит в развитие региона собственно программа «СИ».
Еще одну проблему представляет то, что одним из ключевых принципов реализации «СИ» (в отличие от «Восточного партнерства») является традиционное для северного (скандинавского) регионализма трансграничное межрегиональное сотрудничество на уровне так называемой «малой политики» (т.е. ниже государственного) - между органами местного самоуправления, структурами бизнеса и гражданского общества. С учетом того, что все эти секторы в Беларуси пока развиты слабо и находятся в чрезмерной зависимости от бюрократизма центральных властей, возможности полномасштабного участия нашей страны в мероприятиях программы «СИ» сегодня вызывают серьезные сомнения. Как видится, для этого, как минимум, нужна серьезная реформа системы местного самоуправления, которая наделила бы его органы не только декларативными, но и реальными полномочиями и возможностями в области развития внешних связей.
В заключение скажу, что не стоит ждать от участия Беларуси в «СИ» каких-то чудес. Однако и недооценивать значение этой программы также не нужно. Ведь участие нашего государства в этом международном форуме развитых европейских стран, безусловно, будет способствовать ее быстрому «открытию» для Европы и созданию более позитивного имиджа на международной арене. Тем более что в данном случае речь идет о достаточно элитарном (пусть и во многом виртуальном) «клубе» стран Северной Европы, которые даже по меркам Евросоюза считаются наиболее богатыми и развитыми. Конечно же, иметь статус в таком клубе очень престижно. Поэтому кроме определенных прямых выгод от реализации некоторых совместных проектов под эгидой «СИ» нам следует еще ожидать и выгод косвенных в виде повышения привлекательности Беларуси и доверия к ней со стороны иностранных инвесторов и потенциальных экономических партнеров.
Перевод: Светлана Тиванова